Психология старшего возраста
и мудрости. Практика заботы
1 ноября - 20 декабря 2022
19.00 - 21.15 (MSK)
Ермолаева Ася
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Программа для психологов, специалистов помогающих профессий и всех, кому важно понимание и осмысление темы среднего и старшего возраста, старения и мудрости, знание о клинических аспектах старения, особенностях заботы.
-
Для тех, кто интересуется современными подходами в психологии возраста и старения, работой с жизненной историей и биографией.
-
Для тех, кто чувствует себя беспомощным перед страхом старения и смерти или работает с такими страхами у пациентов.
-
Для тех, кто тяжело переносит старение близких людей.
-
Для тех, чья работа связана с помощью и уходом за пожилыми и очень пожилыми людьми: врачей, психологов, социальных работников, медсестер, младшего медицинского персонала.
-
Для непрофессиональных помощников: членов семьи пожилых людей, проживающих у себя дома или в специальном учреждении, волонтеров.
Слушателям курса выдается сертфикат ИФП "Человек и мир".
Участникам программы ДПО выдается свидетельство о повышении квалификации гособразца.
Содержание курса:
1 занятие
-
Мировоззренческие, философские основы психологии старения. Представления о старшем возрасте и его задачах.
-
Экзистенциальный подход в работе с людьми старшего возраста.
-
Работа с осмыслением феномена конечности, неизбежность угасания телесного.
-
Усиления «духовного стрежня» как подвластный нам в зрелом возрасте психический процесс.
-
Мудрость как предпосылка гармоничного проживания второй половины жизни.
-
Обретение мудрости как цель и возможность. Роль пожилых людей в обществе.
-
Периодизация и характеристики типов старения.
-
Общее представление о психологических и социальных подходах и методах работы с людьми старшего возраста.
-
Существующие практики работы (опыт ведущего).
-
Обсуждение опыта на примере работы участников семинара.
2 занятие
-
Старение нормальное и патологическое: способы проживания.
-
Динамика развития и нарушение повседневной активности в связи с нейродегенеративными заболеваниями.
-
Оценка автономии, ранняя диагностика болезни Альцгеймера, старческой деменции: методы и подходы.
-
Из каких представлений исходит психолог в работе с пожилыми и старыми людьми: возможности и ограничения.
-
Мудрость специалиста: влияние личности, опыта, собственных чувств и представлений психолога о старости на его практику с пожилыми людьми.
3 занятие
-
Пожилой возраст. Особенности работы: возможные перспективы и ограничения. Выбор стратегии.
-
Терапия ретроспективы жизни.
-
«Возможно эффективная» психотерапия с пожилыми людьми, страдающими депрессией.
-
Обучение ре-интерпретации прошлого опыта, его причин и следствий с точки зрения обретения жизненной Мудрости.
4 занятие
-
Преклонный возраст. Особенности работы с разными типами старения. Выбор уместной стратегии.
-
Стратегии работы в случаях нарушения поведения, связанными с нейродегенеративными заболеваниями различной степени тяжести.
-
Альтернативные подходы в работе с особо тяжелыми случаями.
-
Обсуждение опыта на примере работы участников семинара.
5 занятие
-
Обсуждение вопросов и контекстов участников группы (с опорой на примеры участников или их практику работы в целом).
-
Поведение помогающих: основные навыки и приемы в выстраивании функциональных привычек
-
Как сохранить объективность в оценке своего состояния, осознание и проверка наличных возможностей и ограничений.
-
Коммуникация с пациентом и его ближайшим окружением (возможные стратегии).
-
Стресс помогающих, как определить и управлять.
-
Восприятие своей деятельности как бремени, тяжести.
-
Разбор клинических случаев. Обсуждение опыта на примере работы участников семинара.
6 занятие
-
SEPS = syndrome d'épuisement professionnel du soignant= синдром профессионального истощения у ухаживающих
-
Факторы риска: как определить и предотвратить момент истощения: признаки и приемы работы
-
Понимание специфики болезней, психологических аспекты некоторых нейродегенеративных заболеваний (болезнь Альцгеймера, старческая деменция, все виды нарушения памяти, депрессия), обучение активному слушанию
-
Уязвимость
7 занятие
Переезд пожилого человека в учреждение или переход в условия домашней изоляции:
-
как организовать первые дни пожилого человека в Доме престарелых
-
эмоциональные последствия, адаптация в новых условиях, принятие
-
работа с чувством вины у родственников, формирование доверия к ситуации и своим решениям
-
стили привязанности и поведение помогающих: и их последствия
-
работа с чувством вины у близких помогающих.
8 занятие
-
Дискуссия по темам и аспектам, которые возникли в процессе проведения курса.
-
Осмысление в группе полученного материала, постановка задач на будущее (вопросы участников, соображения ведущего, дискуссия).
-
Подведение итогов. Обратная связь.
Стоимость:
-
13500 рублей при предоплате 6500 до 16.10.22 (доплата 7000 до 15.12.22)
-
15000 рублей при оплате с 16.10.22
-
16500 рублей - программа ДПО (удостоверение о повышении квалификации)
Расписание:
19.00 - 21.15 (MSK)
1 ноября (онлайн)
8 ноября (онлайн)
15 ноября (онлайн)
22 ноября (онлайн)
29 ноября (онлайн)
6 декабря (онлайн)
13 декабря (онлайн)
20 декабря (онлайн, итоговая работа)
(24 ак. часа - курс ИФП,
28 ак. часов - программа ДПО)
24 ак. часа - очно (онлайн)
4 ак. часа - самостоятельная работа
Автор и ведущий курса:
Ася Ермолаева – лицензированный клинический психолог, психотерапевт, психоаналитик.
Член Ассоциации психологов в геронтологии ApsyGE региона Isère, France; член Международной Лакановской Ассоциации (A.L.I. Rhone-Alpes)
Частная практика (19 лет) в г. Гренобль, Франция.
Образование:
Высшая школа практической психологии, Рига
СПбГУ, магистратура по специальности психология
Магистратура в Université Grenoble Alpes по специальности клинический психолог
Université Grenoble Alpes, защита клинического стажа в по геронтологии
The William Alanson White Institute of Psychiatry, Psychoanalysis & Psychology, Нью-Йорк, обучение принципам реляционного психоанализа.
Практика:
800 часов клинической работы с пожилыми и старыми людьми в университетском госпитале Гренобля - CHU (Centre Hospitalière Universitaire)
Работа в доме престарелых La Congrégation des Petites Sœurs des Pauvres (Маленькие сестры бедных)
Работа с пожилыми и старыми людьми в рамках постоянной частной практики (с 2012 по настоящее время).
Записаться на курс/программу:
+7 (926) 035-32-80
+7 (915) 166-90-11

-
Смысл возраста и старения: этапы и задачи. Что означает прожить жизнь в ее полноте, не отдавая последние годы на «дожитие».
-
Мудрый - не значит старый, старый - не значит мудрый.
-
Обретение психологически правильного, здорового взгляда на старение.
-
Клинические аспекты старения.
-
Старение как время обретения осознания смысла и уникальности жизненного пути.
Участники о курсе (2020 г.)
Каждый раз и с каждым разом все больше, приходя на наши вроде бы обучающие лекции "Психология старения", ловила себя на мысли, на чувствах того, что очень они мне и моей практике были необходимы. Ответы и инсайты о встречах и принятием собственного будущего, своим старением и темой смерти в работе с людьми старшего возраста. Ася не только глубокий, опытный, очень принимающий психотерапевт, ее рассказы погружали в атмосферу серьезного отношения к клиентам, к собственной работе, к значимости процесса, а не конечного результата/прогресса психотерапии с пожилыми людьми. Я, как специалист и человек, очень нуждалась в этом внешнем авторитетном свидетеле нетривиальности, интересности и даже престиже этой работы со старшим поколением. А опыт и ценности, рассказанные и транслируемые приглашенными высокопрофессиональными специалистами Изабель и Хлое, оказались целебными и полезными. Спасибо теплой и принимающей группе!
Евгения Журавлева
Тексты-размышления о старости, предваряющие совместные обсуждения участников и ведущего курса
(Дмитрий Рогозин, Урсула Ле Гуин, Лайфхакер, Ася Ермолаева)
Дмитрий Рогозин, социолог (РАНХиГС ИС ПАН)
из интервью о старости и пожилых людях

На лекции вы говорили, что в российском обществе много стереотипов, мешающих адекватно относиться к пожилым людям. Какие заблуждения кажутся вам самыми опасными?
Считается, например, что с возрастом человек теряет способность к обучению и не хочет узнавать новое. Или что старики не могут самостоятельно принимать решения и не способны заботиться о себе. «Пенсия — это время отдыха» — еще один стереотип, потому что на деле пожилой человек, как правило, не мыслит себя без труда. Не принято думать, что у стариков есть секс и интимность — якобы они живут только духовным, но ведь духовный мир без интимности невозможен. Старик у нас будто бы вовсе лишен человеческого — это биологическое существо, в котором нужно просто поддерживать жизнь. И это жуткие представления.
Кого вообще социологи называют «стариками»? И кто в вашем представлении «долгожители»?
Есть простой ответ, и он, скажу сразу, неправильный, потому что привязан к датам и числам. Примерный возраст «старого» россиянина — 70−75 лет, что определяется несколькими факторами. Во-первых, к этому моменту снижается трудовая активность. Если 65-летний работающий мужчина-пенсионер никого не удивит, то 75-летний сотрудник — уже особый случай (чаще всего такие встречаются на госслужбе, где, кстати, недавно повысили пенсионный возраст, и в высшем образовании). Второй фактор — ухудшение здоровья. Третий — одиночество; как правило, к 70−75 годам у человека подрастают внуки, семья окончательно разъезжается и он остается один.
Долгожители — это те, у кого в близком окружении почти не осталось ровесников, и они общаются с людьми на 20 и больше лет младше себя. В России это обычно происходит примерно к 85 годам. Разумеется, все эти рамки условны и индивидуальны. Время наступления старости зачастую зависит даже не от здоровья, а от востребованности. Я общался с одной довольно крепкой 98-летней старушкой, и она рассказывает: «Моя задача — дотянуть хотя бы до 100, лучше — больше. Потому что я получаю пенсию 60 тысяч, а у дочки зарплата 15 и у внучки столько же. Мои мне говорят: живи, бабуль, мы без тебя пропадем». И вот она максимально мобилизована.
Можно ли сказать, что появление научного интереса к старости говорит об изменении отношения российского общества к старикам?
Я подхожу к вопросу прагматически: думаю, дело просто в том, что богатые люди постарели. Речь о тех, кто вошел в 1990-е 40-летним и сделал бизнес, в 2000-е подался во власть, а теперь чувствует, что со старостью надо что-то делать. Кто-то заказывает исследования, кто-то лоббирует вопрос на правительственном уровне: в феврале прошлого года, например, Медведев подписал план реализации «стратегии действий в интересах старшего поколения». Официальные документы никогда не становятся переломными моментами, но это знак: что-то меняется, раньше такого не было. В стратегии говорится о концепции активного долголетия, и активность здесь — не столько бег и фитнес, сколько возможность самостоятельного выбора траектории старения. Смысл в том, чтобы пожилой человек был не объектом опеки, а как можно дольше оставался субъектом принятия решений о своей жизни. Речь фактически идет об отмене идеологии недееспособности старости.
Еще вы говорили, что в англоязычной научной традиции используют термин aging studies, в то время как в России это «социология старости». Как вы думаете, это корректная формулировка? Не стигматизирует ли она исследуемую группу?
Мне кажется, «возрастные исследования» были бы неудачной калькой. «Возраст» — это размыто, из этого слова неясно, о какой группе речь. Вообще, общаясь со старыми людьми, я заметил, что жесткость им импонирует больше, чем напыщенная вежливость. С возрастом живость не выветривается, зато появляется свобода от рамок. Британский исследователь Джон Винсент сформулировал две противоположные по смыслу концепции: освобождение от возраста и освобождение возраста. Первая — это про «лучше жить долго, но умереть внезапно, не дожидаясь медленного угасания» и отрицание старости как темы для разговора и исследования. Эта перспектива симпатична, но в ней человек не успевает осмыслить жизнь, а тут как в литературе: если финал скомкан, все произведение насмарку. Освобождение возраста, наоборот, подразумевает, что человек полностью принимает старость и дает ей свершиться со всеми вытекающими. И одна из базовых характеристик старости — желание думать и говорить о предстоящей смерти.
Какие особенности у российской старости? Вы наверняка знакомились с исследованиями зарубежных коллег — где лучше всего стареть?
К сожалению, я мало знаю про восточные страны, но напрашивается предположение, что старики там более востребованы из-за заложенного в культуре почтения к старшим. Хотя это надо проверять. Я думаю, рассуждать о счастливой старости нужно с точки зрения социальной инфраструктуры. Счастливы те, кто может быть не только дома; если человек появляется на людях, у него есть стимул следить за собой — мыться, хорошо выглядеть, покупать себе вещи. В России постоянно говорят про доступную среду, на это тратят кучу денег, но стариков в общественных местах больше не становится, и это трагедия.
Различия в жизни пожилых людей существуют и в пределах нашей страны. В миллионниках ситуация лучше, а тяжелее всего живется в городах с населением 100−500 тысяч жителей. У людей в сельской местности, может, и мало общения, зато они все время в движении: нужно держать в порядке участок земли. А вот кавказское долголетие — не более чем миф. В горах плохая инфраструктура и мало больниц, поэтому 70-летний там — уже старик. И те, кто говорит, что ему 90 или 100, часто лукавят, чтобы получать больше льгот и пособий.
Основная проблема российской старости в том, что эти люди для общества невидимы. В социологии есть понятие invisible jobs, обозначающее маргинализированные профессии, а здесь — invisible lives. Старики — значит, «бедные», «убогие» и, в лучшем случае, «их надо защищать». Но сейчас мы живем на сломе этого отношения.
Создается впечатление, что старики для вас безусловно мудры, всегда правы, и молодые люди должны безоговорочно перенимать их опыт. Но ведь изменилось время и существуют явные исторически обусловленные поколенческие различия. Вы приводили пример с ручным трудом — для стариков он крайне важен, но очевидно, что сейчас интеллектуальная работа считается более престижной.
Моя позиция, если говорить языком публицистики, и гипотеза, если говорить научным языком, в том, что мы не настолько разные, как нам кажется. Приведу пример. В конце 1980-х во всех западных журналах по управлению писали, что мир беспрецедентно ускоряется и нам надо бежать за ним, быть гибкими, меняться. Оглядываясь назад, мы понимаем, что ничего революционного в 1980-х не было и любая эпоха субъективно изнутри воспринимается как эпоха перемен. Старики нужны нам потому, что позволяют видеть на большую перспективу, а чем глубже знаешь прошлое, тем дальше можешь заглянуть в будущее. Да, изменилась структура коммуникации, появились интернет и гаджеты, но фундаментальные вещи менее гибки. Например семья. Даже радикальные концепции вроде квир-теории и полиамории подразумевают, что в центре стоит пара. Ревность — это не социальный конструкт, она обусловлена физиологией, и если смотреть на человека как на биологический вид, не очень-то он эволюционировал за 100 лет. Что касается ручного труда — мир развивается циклично, и сейчас в некоторых отраслях мы по-прежнему стоим на стадии перехода от мануфактуры к условному фабричному производству — коды для многих программ, например, по-прежнему приходится прописывать вручную.
Еще по вашим публикациям кажется, что вы генерализируете стариков как создания безусловно добрые, глубокие и располагающие. При этом, кажется, одиночество в старости не всегда свидетельствует о бессердечности детей и внуков — часто это логичный итог того, как человек выстраивал отношения с близкими на протяжении жизни.
Ваша аргументация типична, я постоянно ее встречаю. Но один из элементов старости — это отказ от различения мира на добро и зло. «Не нам судить» — это базовая христианская ценность, которую знают все пожилые. И я думаю, мы должны поучиться у них отказу от оценок. Все — за редкими исключениями — можно простить или принять как данность, и тогда, даже если старик кажется вам абсолютно несносным, вы заметите краски в его судьбе, которые дадут возможность говорить о нем с восхищением. Мы сейчас выходим в область этических норм, и это закономерно. Я начал лекцию с того, что оговорился: пока мы не занимаемся исследованием, мы на подступах к нему. У меня нет объяснительных моделей и гипотез — чтобы они появились, нужно расчистить поляну, определиться с этическими маркерами. Мы не призываем бежать общаться со своими стариками, хотя это было бы здорово, наша задача — усомниться в собственной правоте, посмотреть на ситуацию рационально и понять, почему мы там, где мы есть. Но если вас заинтересовала тема, дайте себе задание: продержаться со своим стариком 30 минут. Хотя бы 30 — потому что с родными всегда сложно.
Общий план беседы — это главные события жизни. Подготовьтесь к разговору: найдите дома документы, разметьте вехи — рождение, окончание школы, грамота за трудовые заслуги, брак. Начните с разговора о родителях. Дальше есть хитрости по дополнительному маркированию: «бабушка, когда ты была счастлива? а когда ты больше всего плакала?». Поставьте себе цель создать полную биографию. Конечно, я рассуждаю с профессиональной точки зрения — своим обычно рассказывают меньше, чем посторонним, мой отец другому интервьюеру тоже выдал вещи, о которых я никогда не знал. В этом плане у меня с близкими те же проблемы, что и у всех.
Источник: https://inde.io