Психология старшего возраста и мудрости. Практика заботы
Ермолаева Ася

декабрь 2023 - январь 2024

19.00 - 21.15 (MSK)

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



Программа для психологов, специалистов помогающих профессий и всех, кому важно понимание и осмысление темы среднего и старшего возраста, старения и мудрости, знание о клинических аспектах старения, особенностях заботы.

  • Для тех, кто интересуется современными подходами в психологии возраста и старения, работой с жизненной историей и биографией.
  • Для тех, кто чувствует себя беспомощным перед страхом старения и смерти или работает с такими страхами у пациентов.
  • Для тех, кто тяжело переносит старение близких людей.
  • Для тех, чья работа связана с помощью и уходом за пожилыми и очень пожилыми людьми: врачей, психологов, социальных работников, медсестер, младшего медицинского персонала. ​
  • Для непрофессиональных помощников: членов семьи пожилых людей, проживающих у себя дома или в специальном учреждении, волонтеров.


Слушателям курса выдается сертфикат ИФП "Человек и мир".
Участникам программы ДПО выдается свидетельство о повышении квалификации гособразца.

Содержание курса:

1 занятие
  • Мировоззренческие, философские основы психологии старения. Представления о старшем возрасте и его задачах.
  • Экзистенциальный подход в работе с людьми старшего возраста.
  • Работа с осмыслением феномена конечности, неизбежность угасания телесного.
  • Усиления «духовного стрежня» как подвластный нам в зрелом возрасте психический процесс.
  • Мудрость как предпосылка гармоничного проживания второй половины жизни.
  • Обретение мудрости как цель и возможность. Роль пожилых людей в обществе.
  • Периодизация и характеристики типов старения.
  • Общее представление о психологических и социальных подходах и методах работы с людьми старшего возраста.
  • Существующие практики работы (опыт ведущего).
  • Обсуждение опыта на примере работы участников семинара.

2 занятие
  • Старение нормальное и патологическое: способы проживания.
  • Динамика развития и нарушение повседневной активности в связи с нейродегенеративными заболеваниями.
  • Оценка автономии, ранняя диагностика болезни Альцгеймера, старческой деменции: методы и подходы.
  • Из каких представлений исходит психолог в работе с пожилыми и старыми людьми: возможности и ограничения.
  • Мудрость специалиста: влияние личности, опыта, собственных чувств и представлений психолога о старости на его практику с пожилыми людьми.

3 занятие
  • Пожилой возраст. Особенности работы: возможные перспективы и ограничения. Выбор стратегии.
  • Терапия ретроспективы жизни.
  • «Возможно эффективная» психотерапия с пожилыми людьми, страдающими депрессией.
  • Обучение ре-интерпретации прошлого опыта, его причин и следствий с точки зрения обретения жизненной Мудрости.

4 занятие
  • Преклонный возраст. Особенности работы с разными типами старения. Выбор уместной стратегии.
  • Стратегии работы в случаях нарушения поведения, связанными с нейродегенеративными заболеваниями различной степени тяжести.
  • Альтернативные подходы в работе с особо тяжелыми случаями.
  • Обсуждение опыта на примере работы участников семинара.

5 занятие
  • Обсуждение вопросов и контекстов участников группы (с опорой на примеры участников или их практику работы в целом).
  • Поведение помогающих: основные навыки и приемы в выстраивании функциональных привычек
  • Как сохранить объективность в оценке своего состояния, осознание и проверка наличных возможностей и ограничений.
  • Коммуникация с пациентом и его ближайшим окружением (возможные стратегии).
  • Стресс помогающих, как определить и управлять.
  • Восприятие своей деятельности как бремени, тяжести.
  • Разбор клинических случаев. Обсуждение опыта на примере работы участников семинара.

6 занятие
  • SEPS = syndrome d'épuisement professionnel du soignant= синдром профессионального истощения у ухаживающих
  • Факторы риска: как определить и предотвратить момент истощения: признаки и приемы работы
  • Понимание специфики болезней, психологических аспекты некоторых нейродегенеративных заболеваний (болезнь Альцгеймера, старческая деменция, все виды нарушения памяти, депрессия), обучение активному слушанию
  • Уязвимость

7 занятие
Переезд пожилого человека в учреждение или переход в условия домашней изоляции:
  • как организовать первые дни пожилого человека в Доме престарелых
  • эмоциональные последствия, адаптация в новых условиях, принятие
  • работа с чувством вины у родственников, формирование доверия к ситуации и своим решениям
  • стили привязанности и поведение помогающих: и их последствия
  • работа с чувством вины у близких помогающих.

8 занятие
  • Дискуссия по темам и аспектам, которые возникли в процессе проведения курса.
  • Осмысление в группе полученного материала, постановка задач на будущее (вопросы участников, соображения ведущего, дискуссия).
  • Подведение итогов. Обратная связь.
Стоимость:
  • 12000 рублей при предоплате 6000 до 01.03.23 (доплата 6000 до 25.04.23)
  • 14000 рублей при оплате с 01.03.23
  • 16000 рублей - программа ДПО (удостоверение о повышении квалификации) предоплата 8000 до 01.03.23 (доплата 8000 до 25.04.23)
Расписание:
онлайн (вторники):
19.00 - 21.15 (MSK)

14 марта (онлайн)
21 марта (онлайн)
28 марта (онлайн)
4 апреля (онлайн)
11 апреля (онлайн)
18 апреля (онлайн)
25 апреля (онлайн)
2 мая (онлайн, итоговая работа)

(24 ак. часа - курс ИФП, 28 ак. часов - программа ДПО)
24 ак. часа - очно (онлайн)
4 ак. часа - самостоятельная работа
ifp.chelovekimir@gmail.com

+7 (926) 035-32-80
+7 (915) 166-90-11
Подать заявку на обучение по программе:
Услуги оказываются на основании договора Оферты.
При оплате участник курса получает электронный чек.
Отправляя заявки на курсы или письма, вы даете Согласие на обработку персональных данных.
Автор и ведущий курса:

Ася Ермолаева – лицензированный клинический психолог, психотерапевт, психоаналитик.
Клинический психолог, супервизор, руководитель стажировок в Университетском госпитале Гренобля, CHU Grenoble, département de médecine aigue spécialisée – C.I.S.I.H.
Член Ассоциации психологов в геронтологии ApsyGE региона Isère, France, участник Международной Лакановской Ассоциации (A.L.I. Rhône-Alpes).
Образование:
Высшая школа практической психологии, Рига
СПбГУ, магистратура по специальности психология
Магистратура в Université Grenoble Alpes по специальности клинический психолог
Université Grenoble Alpes, защита клинического стажа в по геронтологии.
The William Alanson White Institute of Psychiatry, Psychoanalysis & Psychology, Нью-Йорк, обучение принципам реляционного психоанализа.
Практика:
800 часов клинической работы с пожилыми и старыми людьми в университетском госпитале Гренобля.
Работа в Доме престарелых La Congrégation des Petites Sœurs des Pauvres (Маленькие сестры бедных).
Частная психотерапевтическая практика (Рига, Гренобль) – с 2012 г. по настоящее время.

  • Смысл возраста и старения: этапы и задачи. Что означает прожить жизнь в ее полноте, не отдавая последние годы на «дожитие».
  • Мудрый - не значит старый, старый - не значит мудрый.
  • Обретение психологически правильного, здорового взгляда на старение.
  • Клинические аспекты старения.
  • Старение как время обретения осознания смысла и уникальности жизненного пути.

Тексты-размышления о старости, предваряющие совместные обсуждения участников и ведущего курса

(Дмитрий Рогозин, Урсула Ле Гуин, Лайфхакер, Ася Ермолаева)