top of page
Психология старшего возраста
и мудрости. Практика заботы
сентябрь - октябрь 2023
19.00 - 21.15  (MSK)
Ермолаева Ася
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
7.jpg

Программа для психологов, специалистов помогающих профессий и всех, кому важно понимание и осмысление темы среднего и старшего возраста, старения и мудрости, знание о клинических аспектах старения, особенностях заботы.

  • Для тех, кто интересуется современными подходами в психологии возраста и старения, работой с жизненной историей и биографией.

  • Для тех, кто чувствует себя беспомощным перед страхом старения и смерти или работает с такими страхами у пациентов.

  • Для тех, кто тяжело переносит старение близких людей.

  • Для тех, чья работа связана с помощью и уходом за пожилыми и очень пожилыми людьми: врачей, психологов, социальных работников, медсестер, младшего медицинского персонала. ​

  • Для непрофессиональных помощников: членов семьи пожилых людей, проживающих у себя дома или в специальном учреждении, волонтеров.

 

Слушателям курса выдается сертфикат ИФП "Человек и мир".

Участникам программы ДПО выдается свидетельство о повышении квалификации гособразца.

Содержание курса:

1 занятие

  • Мировоззренческие, философские основы психологии старения. Представления о старшем возрасте и его задачах.

  • Экзистенциальный подход в работе с людьми старшего возраста.

  • Работа с осмыслением феномена конечности, неизбежность угасания телесного.

  • Усиления «духовного стрежня» как  подвластный нам в зрелом возрасте психический процесс.

  • Мудрость как предпосылка гармоничного проживания второй половины жизни.

  • Обретение мудрости как цель и возможность. Роль пожилых людей в обществе.

  • Периодизация и характеристики типов старения.

  • Общее представление о психологических и социальных подходах и методах работы с людьми старшего возраста.

  • Существующие  практики работы (опыт ведущего).

  • Обсуждение опыта на примере работы участников семинара.

 

2 занятие

  • Старение нормальное и патологическое: способы проживания.

  • Динамика развития и нарушение повседневной активности в связи с нейродегенеративными заболеваниями.

  • Оценка автономии, ранняя диагностика болезни Альцгеймера, старческой деменции: методы и подходы.

  • Из каких представлений исходит психолог в работе с пожилыми и старыми людьми: возможности и ограничения.

  • Мудрость специалиста: влияние личности, опыта, собственных чувств и представлений психолога о старости на его практику с пожилыми людьми.

3 занятие

  • Пожилой возраст. Особенности работы: возможные перспективы и ограничения. Выбор стратегии.

  • Терапия ретроспективы жизни.

  • «Возможно эффективная» психотерапия с пожилыми людьми, страдающими депрессией.

  • Обучение ре-интерпретации прошлого опыта, его причин и следствий с точки зрения обретения жизненной Мудрости.

 

4 занятие

  • Преклонный возраст. Особенности работы с разными типами старения. Выбор уместной стратегии.

  • Стратегии работы в случаях нарушения поведения, связанными с  нейродегенеративными заболеваниями различной степени тяжести.

  • Альтернативные подходы в  работе с особо тяжелыми случаями.

  • Обсуждение опыта на примере работы участников семинара.

 

5 занятие

  • Обсуждение вопросов и контекстов участников группы (с опорой на примеры участников или их практику работы в целом).

  • Поведение помогающих: основные навыки и приемы в выстраивании функциональных привычек

  • Как сохранить объективность в оценке своего состояния, осознание и проверка наличных  возможностей и ограничений.

  • Коммуникация с пациентом и его ближайшим окружением (возможные стратегии).

  • Стресс  помогающих, как определить и управлять.

  • Восприятие своей деятельности как бремени, тяжести.

  • Разбор клинических случаев. Обсуждение опыта на примере работы участников семинара.

 

6 занятие

  • SEPS = syndrome d'épuisement professionnel du soignant= синдром профессионального истощения у ухаживающих

  • Факторы риска: как определить и предотвратить момент истощения:  признаки и приемы работы

  • Понимание специфики болезней, психологических аспекты некоторых нейродегенеративных заболеваний (болезнь Альцгеймера, старческая деменция, все виды нарушения памяти, депрессия), обучение активному слушанию

  • Уязвимость

7 занятие

Переезд пожилого человека в учреждение или переход  в условия  домашней изоляции:

  • как организовать первые дни пожилого человека в Доме престарелых

  • эмоциональные последствия, адаптация в новых условиях, принятие

  • работа с чувством вины у родственников, формирование доверия к ситуации и своим решениям

  • стили привязанности и поведение помогающих: и их последствия

  • работа с чувством вины у близких помогающих.

 

8 занятие

  • Дискуссия по темам и аспектам, которые возникли в процессе проведения курса.

  • Осмысление в группе  полученного материала, постановка задач на будущее  (вопросы участников, соображения ведущего, дискуссия).

  • Подведение итогов. Обратная связь.

Стоимость:

  • 12000 рублей при предоплате 6000 до 01.03.23 (доплата 6000 до 25.04.23)

  • 14000 рублей при оплате с 01.03.23

  • 16000 рублей - программа ДПО (удостоверение о повышении квалификации) предоплата 8000 до 01.03.23 (доплата 8000 до 25.04.23)

 

Расписание:

онлайн (вторники):

19.00 - 21.15 (MSK)

14 марта (онлайн)

21 марта (онлайн)

28 марта (онлайн)

4 апреля (онлайн)

11 апреля (онлайн)

18 апреля (онлайн)

25 апреля (онлайн)

2 мая (онлайн, итоговая работа)

 

(24 ак. часа - курс ИФП,

28 ак. часов - программа ДПО)

24 ак. часа - очно (онлайн)

4 ак. часа - самостоятельная работа

 

Автор и ведущий курса:

Ася Ермолаева – лицензированный клинический психолог, психотерапевт, психоаналитик.

Клинический психолог, супервизор, руководитель стажировок в Университетском госпитале Гренобля, CHU Grenoble, département de médecine aigue spécialisée – C.I.S.I.H.

Член Ассоциации психологов в геронтологии ApsyGE  региона Isère, France, участник Международной Лакановской Ассоциации (A.L.I. Rhône-Alpes).

Образование:

Высшая школа практической психологии, Рига

СПбГУ, магистратура по специальности психология

Магистратура в  Université Grenoble Alpes по специальности клинический психолог

Université Grenoble Alpes, защита клинического стажа в по геронтологии.

The William Alanson White Institute of Psychiatry, Psychoanalysis & Psychology, Нью-Йорк, обучение принципам реляционного психоанализа.

Практика:

800 часов клинической работы с пожилыми и старыми людьми в университетском госпитале Гренобля.

Работа в Доме престарелых La Congrégation des Petites Sœurs des Pauvres (Маленькие сестры бедных).

Частная психотерапевтическая практика (Рига, Гренобль) – с 2012 г. по настоящее время.

Записаться на курс/программу:

Ваше сообщение успешно отправлено! Спасибо!

Услуги оказываются на основании договора Оферты.

При оплате участник курса получает электронный чек.

Отправляя заявки на курсы или письма, вы даете Согласие на обработку персональных данных.

+7 (926) 035-32-80

+7 (915) 166-90-11

Близкие-помогающие
  • Смысл возраста и старения: этапы и задачи. Что означает прожить жизнь в ее полноте, не отдавая последние годы на «дожитие».

  • Мудрый - не значит старый, старый - не значит мудрый.

  • Обретение психологически правильного, здорового взгляда на старение.

  • Клинические аспекты старения.

  • Старение как время обретения осознания смысла и уникальности жизненного пути.

Участники о курсе (2020 г.)

Каждый раз и с каждым разом все больше, приходя на наши вроде бы обучающие лекции "Психология старения", ловила себя на мысли, на чувствах того, что очень они мне и моей практике были необходимы. Ответы и инсайты о встречах и принятием собственного будущего, своим старением и темой смерти в работе с людьми старшего возраста. Ася не только глубокий, опытный, очень принимающий психотерапевт, ее рассказы погружали в атмосферу серьезного отношения к клиентам, к собственной работе, к значимости процесса, а не конечного результата/прогресса психотерапии с пожилыми людьми. Я, как специалист и человек, очень нуждалась в этом внешнем авторитетном свидетеле нетривиальности, интересности и даже престиже этой работы со старшим поколением. А опыт и ценности, рассказанные и транслируемые приглашенными высокопрофессиональными специалистами Изабель и Хлое, оказались целебными и полезными. Спасибо теплой и принимающей группе!

Евгения Журавлева

Тексты-размышления о старости, предваряющие совместные обсуждения участников и ведущего курса
(Дмитрий Рогозин, Урсула Ле Гуин, Лайфхакер, Ася Ермолаева) 
Дмитрий Рогозин, социолог  (РАНХиГС ИС ПАН)
из интервью о старости и пожилых людях
Рогозин1.png

На лекции вы говорили, что в российском обществе много стереотипов, мешающих адекватно относиться к пожилым людям. Какие заблуждения кажутся вам самыми опасными?

Считается, например, что с возрастом человек теряет способность к обучению и не хочет узнавать новое. Или что старики не могут самостоятельно принимать решения и не способны заботиться о себе. «Пенсия — это время отдыха» — еще один стереотип, потому что на деле пожилой человек, как правило, не мыслит себя без труда. Не принято думать, что у стариков есть секс и интимность — якобы они живут только духовным, но ведь духовный мир без интимности невозможен. Старик у нас будто бы вовсе лишен человеческого — это биологическое существо, в котором нужно просто поддерживать жизнь. И это жуткие представления.

Кого вообще социологи называют «стариками»? И кто в вашем представлении «долгожители»?

Есть простой ответ, и он, скажу сразу, неправильный, потому что привязан к датам и числам. Примерный возраст «старого» россиянина — 70−75 лет, что определяется несколькими факторами. Во-первых, к этому моменту снижается трудовая активность. Если 65-летний работающий мужчина-пенсионер никого не удивит, то 75-летний сотрудник — уже особый случай (чаще всего такие встречаются на госслужбе, где, кстати, недавно повысили пенсионный возраст, и в высшем образовании). Второй фактор — ухудшение здоровья. Третий — одиночество; как правило, к 70−75 годам у человека подрастают внуки, семья окончательно разъезжается и он остается один.

Долгожители — это те, у кого в близком окружении почти не осталось ровесников, и они общаются с людьми на 20 и больше лет младше себя. В России это обычно происходит примерно к 85 годам. Разумеется, все эти рамки условны и индивидуальны. Время наступления старости зачастую зависит даже не от здоровья, а от востребованности. Я общался с одной довольно крепкой 98-летней старушкой, и она рассказывает: «Моя задача — дотянуть хотя бы до 100, лучше — больше. Потому что я получаю пенсию 60 тысяч, а у дочки зарплата 15 и у внучки столько же. Мои мне говорят: живи, бабуль, мы без тебя пропадем». И вот она максимально мобилизована.

Можно ли сказать, что появление научного интереса к старости говорит об изменении отношения российского общества к старикам?

Я подхожу к вопросу прагматически: думаю, дело просто в том, что богатые люди постарели. Речь о тех, кто вошел в 1990-е 40-летним и сделал бизнес, в 2000-е подался во власть, а теперь чувствует, что со старостью надо что-то делать. Кто-то заказывает исследования, кто-то лоббирует вопрос на правительственном уровне: в феврале прошлого года, например, Медведев подписал план реализации «стратегии действий в интересах старшего поколения». Официальные документы никогда не становятся переломными моментами, но это знак: что-то меняется, раньше такого не было. В стратегии говорится о концепции активного долголетия, и активность здесь — не столько бег и фитнес, сколько возможность самостоятельного выбора траектории старения. Смысл в том, чтобы пожилой человек был не объектом опеки, а как можно дольше оставался субъектом принятия решений о своей жизни. Речь фактически идет об отмене идеологии недееспособности старости.

Еще вы говорили, что в англоязычной научной традиции используют термин aging studies, в то время как в России это «социология старости». Как вы думаете, это корректная формулировка? Не стигматизирует ли она исследуемую группу?

Мне кажется, «возрастные исследования» были бы неудачной калькой. «Возраст» — это размыто, из этого слова неясно, о какой группе речь. Вообще, общаясь со старыми людьми, я заметил, что жесткость им импонирует больше, чем напыщенная вежливость. С возрастом живость не выветривается, зато появляется свобода от рамок. Британский исследователь Джон Винсент сформулировал две противоположные по смыслу концепции: освобождение от возраста и освобождение возраста. Первая — это про «лучше жить долго, но умереть внезапно, не дожидаясь медленного угасания» и отрицание старости как темы для разговора и исследования. Эта перспектива симпатична, но в ней человек не успевает осмыслить жизнь, а тут как в литературе: если финал скомкан, все произведение насмарку. Освобождение возраста, наоборот, подразумевает, что человек полностью принимает старость и дает ей свершиться со всеми вытекающими. И одна из базовых характеристик старости — желание думать и говорить о предстоящей смерти.

Какие особенности у российской старости? Вы наверняка знакомились с исследованиями зарубежных коллег — где лучше всего стареть?

К сожалению, я мало знаю про восточные страны, но напрашивается предположение, что старики там более востребованы из-за заложенного в культуре почтения к старшим. Хотя это надо проверять. Я думаю, рассуждать о счастливой старости нужно с точки зрения социальной инфраструктуры. Счастливы те, кто может быть не только дома; если человек появляется на людях, у него есть стимул следить за собой — мыться, хорошо выглядеть, покупать себе вещи. В России постоянно говорят про доступную среду, на это тратят кучу денег, но стариков в общественных местах больше не становится, и это трагедия.

Различия в жизни пожилых людей существуют и в пределах нашей страны. В миллионниках ситуация лучше, а тяжелее всего живется в городах с населением 100−500 тысяч жителей. У людей в сельской местности, может, и мало общения, зато они все время в движении: нужно держать в порядке участок земли. А вот кавказское долголетие — не более чем миф. В горах плохая инфраструктура и мало больниц, поэтому 70-летний там — уже старик. И те, кто говорит, что ему 90 или 100, часто лукавят, чтобы получать больше льгот и пособий.

Основная проблема российской старости в том, что эти люди для общества невидимы. В социологии есть понятие invisible jobs, обозначающее маргинализированные профессии, а здесь — invisible lives. Старики — значит, «бедные», «убогие» и, в лучшем случае, «их надо защищать». Но сейчас мы живем на сломе этого отношения.

Создается впечатление, что старики для вас безусловно мудры, всегда правы, и молодые люди должны безоговорочно перенимать их опыт. Но ведь изменилось время и существуют явные исторически обусловленные поколенческие различия. Вы приводили пример с ручным трудом — для стариков он крайне важен, но очевидно, что сейчас интеллектуальная работа считается более престижной.

Моя позиция, если говорить языком публицистики, и гипотеза, если говорить научным языком, в том, что мы не настолько разные, как нам кажется. Приведу пример. В конце 1980-х во всех западных журналах по управлению писали, что мир беспрецедентно ускоряется и нам надо бежать за ним, быть гибкими, меняться. Оглядываясь назад, мы понимаем, что ничего революционного в 1980-х не было и любая эпоха субъективно изнутри воспринимается как эпоха перемен. Старики нужны нам потому, что позволяют видеть на большую перспективу, а чем глубже знаешь прошлое, тем дальше можешь заглянуть в будущее. Да, изменилась структура коммуникации, появились интернет и гаджеты, но фундаментальные вещи менее гибки. Например семья. Даже радикальные концепции вроде квир-теории и полиамории подразумевают, что в центре стоит пара. Ревность — это не социальный конструкт, она обусловлена физиологией, и если смотреть на человека как на биологический вид, не очень-то он эволюционировал за 100 лет. Что касается ручного труда — мир развивается циклично, и сейчас в некоторых отраслях мы по-прежнему стоим на стадии перехода от мануфактуры к условному фабричному производству — коды для многих программ, например, по-прежнему приходится прописывать вручную.

Еще по вашим публикациям кажется, что вы генерализируете стариков как создания безусловно добрые, глубокие и располагающие. При этом, кажется, одиночество в старости не всегда свидетельствует о бессердечности детей и внуков — часто это логичный итог того, как человек выстраивал отношения с близкими на протяжении жизни.

Ваша аргументация типична, я постоянно ее встречаю. Но один из элементов старости — это отказ от различения мира на добро и зло. «Не нам судить» — это базовая христианская ценность, которую знают все пожилые. И я думаю, мы должны поучиться у них отказу от оценок. Все — за редкими исключениями — можно простить или принять как данность, и тогда, даже если старик кажется вам абсолютно несносным, вы заметите краски в его судьбе, которые дадут возможность говорить о нем с восхищением. Мы сейчас выходим в область этических норм, и это закономерно. Я начал лекцию с того, что оговорился: пока мы не занимаемся исследованием, мы на подступах к нему. У меня нет объяснительных моделей и гипотез — чтобы они появились, нужно расчистить поляну, определиться с этическими маркерами. Мы не призываем бежать общаться со своими стариками, хотя это было бы здорово, наша задача — усомниться в собственной правоте, посмотреть на ситуацию рационально и понять, почему мы там, где мы есть. Но если вас заинтересовала тема, дайте себе задание: продержаться со своим стариком 30 минут. Хотя бы 30 — потому что с родными всегда сложно.

Общий план беседы — это главные события жизни. Подготовьтесь к разговору: найдите дома документы, разметьте вехи — рождение, окончание школы, грамота за трудовые заслуги, брак. Начните с разговора о родителях. Дальше есть хитрости по дополнительному маркированию: «бабушка, когда ты была счастлива? а когда ты больше всего плакала?». Поставьте себе цель создать полную биографию. Конечно, я рассуждаю с профессиональной точки зрения — своим обычно рассказывают меньше, чем посторонним, мой отец другому интервьюеру тоже выдал вещи, о которых я никогда не знал. В этом плане у меня с близкими те же проблемы, что и у всех.

Источник: https://inde.io

bottom of page