Методология качественных исследований в психологии
2 февраля - 6 апреля 2023
18.30 - 21.40  (MSK)
Бусыгина Наталия Петровна
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В одной из своих работ Ф.Е. Василюк писал о разрыве, «схизисе» между академической психологией и психологической практикой: академическая наука разрабатывает теории и проводит исследования, которые мало чем помогают психологу-практику в его работе, а материал его практической, и прежде всего консультативной работы, в свою очередь, мало встраивается в академическую науку. Отличаются сами типы знания и мышления, характерные для «академиков» и практиков. Если же наука «встречается» с практикой, то, скорее, для того чтобы дать независимую оценку ее эффективности, так что отношения науки к практике носят предписывающий характер, как это происходит в случае доказательной психотерапии.

 

Область качественных исследований для психолога-практика может быть интересна, прежде всего, тем, что она дает возможность преодолевать указанный «схизис», создает условия для подлинной встречи академической науки и консультативной практики. Разработки в области качественных исследований – методические приемы и методы, способы сбора и анализа данных – хорошо вписываются в то, что делает психолог-консультант и могут быть очень полезны ему в решении его практических задач. Точно так же материал практической работы психолога-консультанта может стать основой его же научной работы, выполненной на основе качественных методов, причем такая работа может при этом не только вносить свой вклад в академическое знание, но и содействовать развитию самой консультативной практики.

 

Курс представляет собой введение в современную методологию качественных исследований. Мы остановимся на этапах сбора и анализа качественных данных и подробно рассмотрим, как методы, позиции, аналитические техники исследователей-качественников можно использовать в контексте консультативной работы или для исследования ее процесса и результатов. Сегодня качественные исследования – очень разнообразная и бурно развивающаяся область, и мы уделим внимание именно тем подходам и направлениям в них, которые могут быть наиболее интересны консультирующему психологу. Поскольку качественные исследования определяются не только типом используемых методов (сбора качественных, нечисловых данных и их качественного же анализа), но и позицией исследователя, мы постараемся разобраться, в чем состоит специфика этой позиции. Для этого мы будем обращаться к «философии метода», то есть тем теоретическим и философским основаниям, на которые опирается тот или иной аналитический метод, и будем отслеживать, как теоретические и философские идеи воплощаются в технике метода. Говорить о методах мы будем на конкретных примерах исследований в консультировании и психотерапии. В процессе курса слушателям также будут предлагаться материалы для самостоятельного анализа с последующим обсуждением его результатов на занятиях.

Темы занятий:
  • История и современное состояние качественных исследований в психологии и социальных науках. Стили и жанры качественных исследований. Качественные исследования в психологическом консультировании и психотерапии

  • Качественные данные и методы их сбора. Этнографические исследования в психологии и психотерапии. Индивидуальные и групповые формы интервью. Записи психотерапевтических сессий как тип качественных данных

  • Качественный анализ, его общие принципы. Картография методов качественного анализа. Тематический анализ, его вариации. Использование тематического анализа в исследованиях психологического консультирования и психотерапии

  • Обоснованная теория. История и вариации обоснованной теории. Особенности процедуры. Применение обоснованной теории в области психологического консультирования и психотерапии. Реалистический подход к причинности и исследования причинно-следственных отношений в психотерапии

  • Феноменологический подход в качественных исследованиях. Философские основания феноменологического метода. Феноменология в эмпирических исследованиях, ее вариации. Феноменология в практике консультирования и в исследованиях психотерапии

  • Поворот к языку в психологии и социальных науках. Репрезентативная и инструментальная модели языка, перформатив и перформативная гипотеза, конститутивная функция языка. Понятие дискурса и методы дискурс-анализа. Метод анализа разговоров (conversation analysis). Применение лингвоориентированных методов в исследованиях процесса психотерапии

  • Качественные исследования процесса психотерапевтических изменений. Многообразие подходов и методов. Способы и методы исследования изменений клиента. Предварительная модель процесса психотерапевтических изменений и ее трансформация как результат качественного анализа взаимодействия психотерапевта и клиента

  • Анализ нарративов и его вариации. Социальный конструкционизм и феноменология как философские основания нарративного анализа. Схемы и методы нарративного анализа и их применение в исследованиях психологического консультирования и психотерапии

  • Психоаналитические идеи в качественных исследованиях. Ракурсы интерпретации. Герменевтика доверия и герменевтика подозрения. Симптоматическая интерпретация. Проблема использования психоаналитической идеи переноса в ситуациях исследования. Методы соединения нарративного анализа и психоанализа.

  • Метод «слушания голосов» (voice-centered listening). История метода и его теоретические источники. Процедура метода. Возможности применения метода «слушания голосов» в психотерапевтической практике и исследованиях       

 

Слушателям курса выдается сертфикат ИФП "Человек и мир".

Курс входит в сертификационную программу Ассоциации понимающей психотерапии. Участникам выдается свидетельство Ассоциации о прохождении курса.

Участникам программы ДПО выдается свидетельство о повышении квалификации гособразца.

  • теория, анализы случаев, обсуждения

  • сертификационный курс АППТ (международный уровень)

Методология качественных исследований.jpg

Качественные методы в психологии - это не только возможность вести исследования, анализировать данные  в русле гуманитарной парадигмы: через описание, понимание и интерпретацию, а не через сопоставление количественных данных. Качественная методология - это способ осмысления собственного опыта, в том числе опыта, возможный аналитический инструмент психотерапевта.

Расписание:

18.30 - 21.40 (MSK)

 

2 февраля

9 февраля

16 февраля

23 февраля

2 марта

9 марта

16 марта

23 марта

30 марта

6 апреля

13 апреля (итоговая работа)

(40 ак. часов - курс ИФП,

46 ак. часов - программа ДПО)

40 ак. часов - очно (онлайн)

6 ак. часов - самостоятельная работа

 

Стоимость:

  • 20500 рублей при предоплате 9500 рублей до 16.01.23 (доплата 11000 до 16.02.23)

  • 19000 рублей до 16.01.23 для участников сертификационной программы АППТ

  • 22500 рублей при оплате с 16.01.23

  • 24500 рублей - программа ДПО (удостоверение о повышении квалификации)

 

Записаться на курс/программу:

Ваше сообщение успешно отправлено! Спасибо!

Услуги оказываются на основании договора Оферты.

При оплате участник курса получает электронный чек.

Отправляя заявки на курсы или письма, вы даете Согласие на обработку персональных данных.

+7 (926) 035-32-80

+7 (915) 166-90-11

Автор и ведущий курса:

Бусыгина Наталия Петровна - кандидат психологических наук, доцент кафедры индивидуальной и групповой психотерапии факультета "Консультативная и клиническая психология". Ведущий специалист по качественным методам исследования в психологии. Сфера научных интересов: идеи феноменологии, герменевтики и философии постмодернизма в методологии психологии, самоопределение личности в контексте современной культуры, гуманитарная парадигма в психологии, качественные методы исследования. Автор научных публикаций, учебников и учебных пособий по методологии качественных исследований в психологии. Ведущий научно-методологических семинаров «Качественные методы в психологии», «Субъективность».