Методология качественных исследований в психологии
Бусыгина Наталия Петровна

февраль 2025

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


В одной из своих работ Ф.Е. Василюк писал о разрыве, «схизисе» между академической психологией и психологической практикой: академическая наука разрабатывает теории и проводит исследования, которые мало чем помогают психологу-практику в его работе, а материал его практической, и прежде всего консультативной работы, в свою очередь, мало встраивается в академическую науку. Отличаются сами типы знания и мышления, характерные для «академиков» и практиков. Если же наука «встречается» с практикой, то, скорее, для того чтобы дать независимую оценку ее эффективности, так что отношения науки к практике носят предписывающий характер, как это происходит в случае доказательной психотерапии.


Область качественных исследований для психолога-практика может быть интересна, прежде всего, тем, что она дает возможность преодолевать указанный «схизис», создает условия для подлинной встречи академической науки и консультативной практики. Разработки в области качественных исследований – методические приемы и методы, способы сбора и анализа данных – хорошо вписываются в то, что делает психолог-консультант и могут быть очень полезны ему в решении его практических задач. Точно так же материал практической работы психолога-консультанта может стать основой его же научной работы, выполненной на основе качественных методов, причем такая работа может при этом не только вносить свой вклад в академическое знание, но и содействовать развитию самой консультативной практики.



Курс представляет собой введение в современную методологию качественных исследований. Мы остановимся на этапах сбора и анализа качественных данных и подробно рассмотрим, как методы, позиции, аналитические техники исследователей-качественников можно использовать в контексте консультативной работы или для исследования ее процесса и результатов. Сегодня качественные исследования – очень разнообразная и бурно развивающаяся область, и мы уделим внимание именно тем подходам и направлениям в них, которые могут быть наиболее интересны консультирующему психологу. Поскольку качественные исследования определяются не только типом используемых методов (сбора качественных, нечисловых данных и их качественного же анализа), но и позицией исследователя, мы постараемся разобраться, в чем состоит специфика этой позиции. Для этого мы будем обращаться к «философии метода», то есть тем теоретическим и философским основаниям, на которые опирается тот или иной аналитический метод, и будем отслеживать, как теоретические и философские идеи воплощаются в технике метода. Говорить о методах мы будем на конкретных примерах исследований в консультировании и психотерапии. В процессе курса слушателям также будут предлагаться материалы для самостоятельного анализа с последующим обсуждением его результатов на занятиях.

Темы занятий:
  • История и современное состояние качественных исследований в психологии и социальных науках. Стили и жанры качественных исследований. Качественные исследования в психологическом консультировании и психотерапии
  • Качественные данные и методы их сбора. Этнографические исследования в психологии и психотерапии. Индивидуальные и групповые формы интервью. Записи психотерапевтических сессий как тип качественных данных
  • Качественный анализ, его общие принципы. Картография методов качественного анализа. Тематический анализ, его вариации. Использование тематического анализа в исследованиях психологического консультирования и психотерапии
  • Обоснованная теория. История и вариации обоснованной теории. Особенности процедуры. Применение обоснованной теории в области психологического консультирования и психотерапии. Реалистический подход к причинности и исследования причинно-следственных отношений в психотерапии
  • Феноменологический подход в качественных исследованиях. Философские основания феноменологического метода. Феноменология в эмпирических исследованиях, ее вариации. Феноменология в практике консультирования и в исследованиях психотерапии
  • Поворот к языку в психологии и социальных науках. Репрезентативная и инструментальная модели языка, перформатив и перформативная гипотеза, конститутивная функция языка. Понятие дискурса и методы дискурс-анализа. Метод анализа разговоров (conversation analysis). Применение лингвоориентированных методов в исследованиях процесса психотерапии
  • Качественные исследования процесса психотерапевтических изменений. Многообразие подходов и методов. Способы и методы исследования изменений клиента. Предварительная модель процесса психотерапевтических изменений и ее трансформация как результат качественного анализа взаимодействия психотерапевта и клиента
  • Анализ нарративов и его вариации. Социальный конструкционизм и феноменология как философские основания нарративного анализа. Схемы и методы нарративного анализа и их применение в исследованиях психологического консультирования и психотерапии
  • Психоаналитические идеи в качественных исследованиях. Ракурсы интерпретации. Герменевтика доверия и герменевтика подозрения. Симптоматическая интерпретация. Проблема использования психоаналитической идеи переноса в ситуациях исследования. Методы соединения нарративного анализа и психоанализа.
  • Метод «слушания голосов» (voice-centered listening). История метода и его теоретические источники. Процедура метода. Возможности применения метода «слушания голосов» в психотерапевтической практике и исследованиях

  • теория, анализы случаев, обсуждения
  • сертификационный курс АППТ (международный уровень)

Слушателям курса выдается сертфикат ИФП "Человек и мир".

Курс входит в сертификационную программу Ассоциации понимающей психотерапии. Участникам выдается свидетельство Ассоциации о прохождении курса.

Участникам программы ДПО выдается свидетельство о повышении квалификации гособразца.

Качественные методы в психологии - это не только возможность вести исследования, анализировать данные в русле гуманитарной парадигмы: через описание, понимание и интерпретацию, а не через сопоставление количественных данных. Качественная методология - это способ осмысления собственного опыта, в том числе опыта, возможный аналитический инструмент психотерапевта.
Стоимость 2023:
  • 12000 рублей при предоплате 6000 рублей до 15.02.23 (доплата 6000 до 14.03.23)
  • 10500 рублей до 20.02.23 для участников сертификационной программы АППТ
  • 12500 рублей при оплате с 15.02.23 (полностью)
  • 14000 рублей - программа ДПО (удостоверение о повышении квалификации) предоплата 7000 до 25.02.23 (доплата 7000 до 14.03.23)

  • 2000 рублей - участие в тематическом семинаре


ifp.chelovekimir@gmail.com

+7 (926) 035-32-80
+7 (915) 166-90-11
Подать заявку на обучение по программе:
Услуги оказываются на основании договора Оферты.
При оплате участник курса получает электронный чек.
Отправляя заявки на курсы или письма, вы даете Согласие на обработку персональных данных.
Автор и ведущий курса:
Бусыгина Наталия Петровна - кандидат психологических наук, доцент кафедры индивидуальной и групповой психотерапии факультета "Консультативная и клиническая психология". Ведущий специалист по качественным методам исследования в психологии. Сфера научных интересов: идеи феноменологии, герменевтики и философии постмодернизма в методологии психологии, самоопределение личности в контексте современной культуры, гуманитарная парадигма в психологии, качественные методы исследования. Автор научных публикаций, учебников и учебных пособий по методологии качественных исследований в психологии. Ведущий научно-методологических семинаров «Качественные методы в психологии», «Субъективность».

Н. П. Бусыгина о качественных методах:

"Переживание и качественные методы"

"Феноменологическая и дискурсивная перспективы"

"Феномен бессмысленности и бессмыслицы в контексте дискурс-анализа"