Жизненный мир, переживание, смысл в психологии
июнь 2022
(MSK)
Кретова Лола Адриановна
Расписание:

курс завершен,

новое расписание

и количество часов уточняется

IMG_1017-1.jpg

+7 (926) 035-32-80

+7 (915) 166-90-11

Если утверждение "понять человека - значит понять его жизненный мир" представляется верным, важно также понять, а что же такое "жизненный мир"? Какую психологическую реальность мы подразумеваем, когда в работе с клиентом обращаемся к его жизненному миру? На это в психологической науке существуют различные точки зрения.

На наших занятиях мы познакомимся с историей становления понятия жизненный мир в психологии, с различными концепциями жизненного мира (порой противоречащими друг другу), с проблематикой и с потенциалом, которые концепт жизненного мира в себе содержит. Рассматривая ту или иную концепцию, мы попробуем «вжиться» в представленный, очерченный ею жизненный мир, рассмотреть его изнутри, соотнести со своим собственным интуитивным пониманием жизненного мира, с собственным восприятием истинного.

«Жизненный мир» как понятие, категория, концепт, конструкт и просто как «донаучный» жизненный мир в пространстве гуманитарного знания существует достаточно давно, не говоря уже об обыденном знании, в котором жизненный мир всегда подразумевался. В последние десятилетия психологическая наука прикладывает особые усилия для того, исследовать жизненный мир, видеть и понимать феномены человеческой жизни в соотнесении с жизненным миром человека. 

​Мы будем делиться своим опытом, а также обсудим, чем та или иная концепция может быть значима, полезна (бесполезна, вредна) для нашей практической консультативной работы. А также - для тех или иных форм осмысления и анализа нашей действительности.

На наших занятиях мы прежде всего рассмотрим концепт «жизненного мира». Однако, переживание и смысл так тесно вплетены в понимание жизненного мира и в традиционную методологию его исследования, что обойти их вниманием невозможно.

«Жизненный мир» как понятие, как некая реальность, облеченная в слова, уже обладает притягательной силой. Недаром «Психология переживания» Ф. Е. Василюка с ее четырьмя жизненными мирами и поясняющими примерами из классической художественной литературы столь эвристична для читателя – способна давать личные открытия и понимания о своем собственном мире и о мире другого человека. Сам факт существования жизненного мира, в котором решаются главные вопросы, обретается жизненный смысл, уже приводит в волнение. Переживание не случайно, как не случайна судьба – оно приводит в движение весь опыт бытия, который был и который предчувствуется человеком.

Стоимость:
  • 3000 рублей при оплате до 25.11.21

  • 3500 при оплате с 25.11.21 по 29.11.21

 

Записаться на курс:

Ваше сообщение успешно отправлено! Спасибо!

Услуги оказываются на основании договора Оферты.

При оплате участник курса получает электронный чек.

Отправляя заявки на курсы или письма, вы даете Согласие на обработку персональных данных.

Автор и ведущий курса:

Кретова Лола Адриановна – психолог, психотерапевт. Исследователь в Институте психологии РАН. Закончила факультет психологического консультирования МГППУ, также имеет юридическое (МГЮА) и богословское (Franciscan University of Steubenville, Austrian Camp) образование. Директор ИФП «Человек и мир», член Совета и исполнительный директор Профессиональной ассоциации психологов «Понимающая психотерапия». Работала в Институте групповой и семейной психологии и психотерапии (Москва), занималась обучением руководителей (Raytheon Professional Services). Автор книг и научных публикаций. Опыт частной психологической практики – 17 лет. Основное направление консультативной и психотерапевтической практики: группы самоисследования и индивидуальное психологическое консультирование.

Участники о курсе "Жизненный мир в психологии
 

«Я нахожусь в приподнятом настроении. Большое спасибо всем за работу, у меня такое ощущение, что мы не только исследовали тему жизненного мира, жизненных миров, а встретились с чем-то общим, когда делились опытом. Это то, что помогает лучше и больше понимать другого, лучше чувствовать другого. Занятие дало некий взгляд сверху, более широкий, не только по теме «жизненный мир», а вообще - как существовать с другим, как воспринимать знания и пр».

«Я очень воодушевлена. Меня обогатил и материал, и ответы на вопросы участников. Хочется думать и думать, пересматривать заново. Окрыляют слова, мысль о том, что наши новые знания не отрицают предыдущие, а обогащают друг друга. Большое спасибо и за подачу информации – вот это просто для меня, такой стиль, очень комфортно было воспринимать».

«Я хочу поблагодарить вас, Лола, за то, что вы подаете материал нейтрально, без навязывания. И еще хочу поблагодарить участников группы. За открытость, за тон высказываний».

 

«Мне показалось, что за это короткое время мы погрузились в необъятную глубину. Такое объемное и целостное видение очень ценно и одновременно пробуждает желание еще больше изучать других авторов, сопоставлять. Это невероятно ценно, спасибо!».

«Что не пришло мне сразу, но затем «доехало» как инсайт, связано с обсуждением, которое было в начале занятий. Я отчетливо увидела, что у каждого жизненный мир разный. Понятно, что все люди разные, но именно после этого обсуждения у меня появилась какая-то особая настройка. Теперь когда я заговариваю с человеком, сразу вспоминается то, что говорили участники группы, и я в общении, в том числе на работе, я ясно вижу эту «разность» жизненного мира, особость человека».

«Я тоже хотела отметить этот момент – то, что жизненный мир у всех разный. Но, когда звучат эти разные миры, собираются вместе, вдруг появляется целостность, которая имеет свою особую ценность. Возникает нечто общее, как будто наш опыт объединяется, и мы видим некий целый мир с разных сторон – я даже записала себе это. И при этом каждый жизненный мир, каждый человек остается уникальным».

«И мне тоже хочется сказать о том обсуждении: жизненный мир каждого во мне откликнулся, мой «космос» вмещал все «миры». Было понимание, и можно было понять правду о себе. Тому, о чем говорили участники, находилось место и в моем жизненном мире, находились пересечения, и в теории было узнавание своего. И еще хотела добавить, что меня почему-то задела концептуализация контекстов, задело ощущение безграничности этих контекстов. С этими уровнями можно бесконечно работать, а в понимающей психотерапии все отчетливо, видны границы. С одной стороны, конечно, эта бещграничность помогает легче осуществлять переход, а с другой – почем-то волнует и тревожит, что-то меня в ней зацепило».

«У меня после "занятия метафора родилась: был такой фильм про космос, там они летели через черную дыру, и время смещалось, менялось измерение, и в итоге герои за пять минут узнали то, на узнавание чего потратили бы всю жизнь. И у меня такое схожее ощущение от приобретенных знаний. Мне бы наверняка очень долго пришлось изучать то, что я вчера получила на занятии, получила возможность соприкоснуться со знанием, которое было от меня очень далеко. Когда мы делились своим опытом жизненного мира, когда обсуждали, представление о жизненном мире внезапно расширилось, и мы за короткое время приобрели знание, которое иным путем не приобрели бы, и это очень ценно для меня».

«У меня ощущение наполненности, было очень много всего интересного. Для меня важно, что мы посмотрели на жизненный мир с таких разных сторон, словно глаза открылись. Так ухватился за определенный концепт и работаешь, а тут для меня действительно было важно возвращение к моему собственному восприятию жизненного мира – к тому, что было прежде. И это просто открытие.

И очень много информации, над которой надо подумать. Если конкретно – то, например, об обобщении и узнавании, очень интересная тема. Мы говорили про литературу, про поэзию, и вот в стихах, там очень часто есть эта недоговоренность, когда что-то обозначено одним словом, но ты понимаешь, о чем это, например, про море, или про лес, или про отношения, одно слово и открывается жизненный мир, такое соприкосновение другого мира автора и моего собственного мира. Если бы достичь такого в общении с клиентом! В моей жизни такое было лишь однажды, с одним человеком, когда одно слово вызвало понимание – и это даже не слияние, остаешься собой. Это удивительный опыт, потому тема обобщения вызвала у меня очень много размышлений, это как узнавание картинки, когда ты всматриваешься на картинку и открываешь все больше. И это такая картина, которая еще может двигаться вдобавок, у которой есть нити повествования. Спасибо большое всем. Такой обмен опыта очень меня обогатил».

«Я тоже хочу поблагодарить. Огромное спасибо за общение, за много-много информации. Согласна, у меня тоже очень много всего, над чем поразмышлять. Огромное спасибо Лоле и всем участникам».

«А у меня как детская игрушка. Калейдоскоп – знаете? Когда крутишь, вроде одни и те же стеклышки, но они постоянно складываются в новый узор, и вроде ты его понимаешь, но снова покрутишь – и вот новый узор, и так два дня. Много всего и такое разнообразие – еще очень долго можно крутить эти узоры, очень много полезного, спасибо».

«Откликается – у меня тоже такая картина из цветных камушков, стеклышек или бисера, бусинок, которые, можно на ниточках сопрягать и которые можно переставлять. Маленькие детали, из которых получается что-то новое. Она живая, эта картина».

«Для меня этот курс является объёмным, но при этом понятным и простым. Есть ощущение завершенности, я получила ответы на свои вопросы. Конечно, можно можно и дальше изучать, но мне уже удалось достичь определенной твердости в понимании. И конечно, жизненные миры Василюка – они для меня так отчетливо выделились в сравнении с другими. На сегодняшний день для меня это лучшее, что есть, но при этом мне важно понимать, что есть еще какой-то творческий потенциал, что возможны новые открытия, важно не втискивать весь процесс в какой-то концепт, но оставлять пространство для творчества, для фантазии, больше довериться интуиции. Большое спасибо всем, действительно очень ценно все это было».