Введение
в феноменологическую философию
30 сентября - 18 ноября 2022
пт: 18.30 - 21.30  (MSK)
Артёменко Наталья Андреевна

Курс состоит из заочного занятия и шести встреч, посвященных различным вопросам феноменологии и психотерапевтической практики. Наши встречи могут быть интересны для феноменологов, психотерапевтов, психологов, психиатров, философов, представителей смежных социальных наук, для всех тех, кому представляются актуальными проблемы развития феноменологического метода и феноменологически-ориентированной психотерапевтической практики. Вебинары могут быть полезны также тем, кто готов к пересмотру и расширению своих профессиональных знаний и навыков, кому тесно в собственных профессиональных границах и кто готов выйти за пределы этих границ.​

Слушателям курса выдается сертфикат ИФП "Человек и мир".

Курс входит в сертификационную программу Ассоциации понимающей психотерапии. Участникам выдается свидетельство Ассоциации о прохождении курса.

Курс входит в программу дополнительного профессионального образования "ФЕНОМЕНОЛОГИЯ И ИНТЕРСУБЪЕКТИВНОСТЬ". Участникам программы выдается свидетельство о повышении квалификации гособразца.

Введение в феноменологическую философию.jpg
Расписание:

онлайн (пятницы):

18.30 - 21.30 (MSK)

30 сентября (заочно)

7 октября (онлайн)

14 октября (онлайн)

21 октября (онлайн)

28 октября (онлайн)

4 ноября (онлайн)

18 ноября (онлайн)

25 ноября (сдача эссе)

30 ак. часов

 

Следующие вопросы будут направлять наш диалог:

  • Что значит исследовать что-то «феноменологически»? Феноменологический инструментарий психотерапевта.

  • Феноменологическая установка сознания и «естественная» установка сознания: «двойная бухгалтерия».

  • Феноменологическое понятие «опыта» и его отличие от «непосредственного» опыта естественной установки. «Само-собой-разумеющееся» естественного опыта как основная проблема феноменологии.

  • Почему опыт – это «морская болезнь на суше».

  • «Загадка субъективности» в психотерапии и феноменологии.

  • Феноменологический анализ переживаний. Феноменология и психотерапия как формы работы с переживаниями.

  • Смысл и процедура феноменологической дескрипции. Возможно ли «чистое» описание? Граница между описанием и интерпретацией.

  • Феноменологические и экзистенциальные концепции временности и темпоральности человеческой жизни. Конечность человеческой жизни. Бытие-к-смерти.

  • Бытие самим собой как предельная задача психотерапии.
    Свобода как отношение к собственному бытию. Одиночество в мире, одиночество с собой. «Бытие самим собой».

Общая цель наших встреч — проанализировать причины терапевтического эффекта, достигаемого использованием феноменологически-ориентированной психотерапии, рассмотреть методику психотерапии в контексте философской ситуации ее возникновения, наконец, продемонстрировать терапевтическую эффективность собственно философского действия. Данные семинары, таким образом, представляют собой опыт высказывания о психотерапии как об одном из способов феноменологического анализа.

Мы будем обращаться к текстам и идеям Э. Гуссерля, М. Хайдеггера, Э. Левинаса, М. Мерло-Понти, С. Кьеркегора, А. Хольцхей-Кунц, Э. Спинелли и многим другим.

Семинары сочетают освоение теоретического материала с практическим феноменологическим исследованием ситуаций, представленных участниками, что отражено в трехчастной структуре семинара:

  • Теоретическое введение в тему, завершающееся феноменологическим «тренингом» и упражнениями (индивидуальные и групповые упражнения)

  • Анализ и обсуждение предложенной философской литературы, художественной литературы, фильмов, произведений искусства, отработка специфических навыков феноменологического слушания и понимания.

  • Супервизия случаев из практики.

Стоимость:

15800 рублей

 

Записаться на курс:

Услуги оказываются на основании договора Оферты.

При оплате участник курса получает электронный чек.

Отправляя заявки на курсы или письма, вы даете Согласие на обработку персональных данных.

+7 (926) 035-32-80

+7 (915) 166-90-11

Автор и ведущий курса:

Артеменко Наталья Андреевна – кандидат философских наук, доцент Института философии СПбГУ, главный редактор международного журнала «Horizon. Феноменологические исследования» (http://horizon.spb.ru), феноменолог, историк философии, ведущая семинаров «Феноменологическая практика и практика психотерапии» (ВЕИП), «Феноменология в психотерапии и консультировании» (совместно с д.ф.н., проф. С.М. Бабиным), «Феноменология и психотерапия» (Бирштонас, HEPI) и др.; переводчик с немецкого и английского языков работ в области феноменологии и герменевтики, переводчик трудов Гуссерля, Хайдеггера, Ландгребе; автор более 70 научных публикаций, в т.ч. монографий; многократный победитель международных и российских конкурсов (грантов); более 15 научно-исследовательских стажировок в разных европейских университетах и научных центрах.

 

2016 - Приглашенный профессор в Софийский Университет, Болгария. Интенсивный курс лекций «Введение в феноменологию» на английском языке для магистров и докторантов по программе “Master’s Program in Philosophy Taught in English”.

2017 - Приглашенный профессор в Университет Каунаса, Литва. Интенсивный курс лекций «Феноменологическое движение» на английском языке для магистров и докторантов по программе “Master’s Program in Philosophy Taught in English”.

с 2017 – Постоянный приглашенный профессор в HEPI (Институт гуманистической и экзистенциальной психологии), Бирштонас, Литва. Курсы: «Феноменология и психотерапия», «Введение в феноменологическую философию», «Феноменологически-ориентированная супервизия».

с 2019 – Приглашенный лектор в Ассоциации понимающей психотерапии (Москва). Курсы: «Введение в феноменологическую философию», «Экзистенциальная философия и психология».

"В последние годы феноменология привлекает все большее число представителей из самых разных отраслей (психологии, социологии, антропологии, психиатрии, психотерапии, социальной работы, педагогики и др.). Однако, что означает «смотреть на мир глазами феноменолога»? Почему этот взгляд не дается сам собой, а требует от нас само-трансформации, требует осуществление некой практики видения? И что под таким видением следует понимать?

Феноменологический метод, как он был предложен Э. Гуссерлем и традиционно использовался в феноменологических исследованиях, рассматривался как способ интуитивного прояснения, рефлексивного анализа и всестороннего описания разного рода предметного содержания, представленного в сознании, позволяющий привести к ясности, строгости и адекватности используемые нами философские, научные понятия и положения. Феноменологический метод представляет собой попытку уделять феноменам более полное внимание, своеобразную попытку обогатить мир нашего опыта, показав некоторые из его ранее игнорировавшихся аспектов.

Известно, что одной из первых попыток использования феноменологического метода за пределами философии стало его использование для описания психопатологических феноменов. В таком виде этот метод применялся К. Ясперсом и его последователями, уделявшими много времени интервью с пациентами, в которых подробно расспрашивали об их состоянии. При этом под «феноменологическим описанием» понималось описание переживаний человека, а не интерпретации их с позиции той или иной теории или здравого смысла. Позднее, в противовес каузальному подходу З. Фрейда, ориентированному на поиск скрытых причин поведения человека, «экзистенциальная терапия» настаивала на важности дескриптивного подхода, ориентированного на раскрытие способа протекания некоторого опыта.

Именно общая идея феноменологии как способа прояснения, обоснования и работы с чем-либо в опоре на самоочевидный опыт и привлекла внимание целого ряда известных психологов, психиатров и психотерапевтов ХХ века".

Участники о курсе (2021 г.)

Мне всё в этом курсе было важно, важно было услышать именно такими словами, таким разным языком. Мне было интересно слышать, как это откликается, как что-то внутри говорит постоянно «да, да, да». И на всё это «да» ложится одновременно понимание: насколько этот путь долгий и небыстрый. И, конечно, очень хочется, чтобы кто-то ходил за мной, такой как Наталья Андреевна, и говорил: «а вот это – интерпретация», чтобы побыстрее этому научиться. Хотелось бы воспитать внутри себя такого наблюдателя, который может (пусть иногда и постфактум)  в нужный момент напоминать, что это моя интерпретация. Ещё появляется ощущение, что можно доверять тому, что рождается внутри. Доверять этому как самопонятности, а доверять этому как возможности спросить об этом. На этом пути, действительно нет инструкций, нет чётких дорожных знаков, но как будто бы есть «доверяй себе, но всегда спрашивай, доверяй своему импульсу внутреннему, но не ожидай в ответ подтверждения». Не будь таким уверенным в себе, что вот я до всего догадался сам, а используй это как некую подсказку в моменте, что вот там можно спросить, а дальше ожидай… Ожидай всегда, что ты услышишь что-то другое, что-то новое – это возможность быть удивлённым тем, что ты можешь услышать и увидеть.

Юлия Бармина

Участники о курсе (2019 г.)

Думая  об опыте упражнения, я задаю себе вопрос, касающийся моей профессии психолога,  на сколько близко в смысле психологической близости я могу подойти к другому человеку: его понимания, озвучивания вслух его психологических установок  (облекания в слова  его опыта, его видения мира).  На курсе ППТ мы много говорили о дельте между пониманием психолога и его видением клиента, и пониманием, озвучиванием проблемы самим клиентом. Эта дельта дает возможность разворачиваться процессу переживания у клиента – объяснять психологу свою позицию, размышлять о себе, думать над его словами, реакциями, выводами, вслушиваться, думать над откликами психолога. То есть, полное и точное отражение клиента и его позиции может прекратить процесс переживания. Клиент может сказать о том, что «да, это действительно я» и удовлетвориться этим, перестать думать о себе, о той проблеме, с которой столкнулся, ждать подсказки от терапевта о том, что дальше делать с его проблемой.

Таким образом, этот зазор, некое «непонимание» другого может быть очень полезно для развития клиента, разворачивания его процесса переживания. Напряжение, рожденное этой дельтой понимания-непонимания, дает возможность клиенту думать о себе, вскрывать внутренне сковывающие его установки, начать процесс понимания себя, своих ограничений и как следствие взять на себя ответственность за свою жизнь, стать субъектом своей жизни, дает возможность свободы действовать в мире с другими людьми творчески.