Der Waldgang. Уход в лес
26 января
10.30 - 12.00 (MSK)
Кретова Лола Адриановна

"Уход в лес". Личная философия Эрнста Юнгера. В том числе – в сопоставлении с миросозерцанием Михаила Пришвина, Адальберта Штифтера, Мартина Хайдеггера, авторов книг и фильмов, внимающих знакам времени, христианских монахов и отшельников.
Видимый сад, невидимый город.
Расписание:
26 января (10.30 - 12.00)
(семинар 13 и 20 декабря проходит с 19.30 до 21.00)
О курсе:
«Уход в лес» – это про бытие собой, про жизнь подлинную и духовную. А быть может даже про современную форму монашеской жизни, такую форму, которой надлежит быть в нынешнее непростое время.
Это только на первый взгляд - про лес, деревню или загородную жизнь. Лес - он не только за городом.
Человеку бывает непросто выбрать свою бытийность, кажется, будто их много, возможностей - много. Есть такая бесспорность, убежденность в том, что пространство самоактуализации находится именно в городе. И гуманистическому психологу трудно удерживаться от городского видения мира, от своих городских представлений о жизни, в том числе о том, что мегаполис – это территория возможностей, пространство самоактуализации. Вопросы тревоги, неудовлетворенности жизнью, подавленности, собственной неуместности незримо и невольно размещаются в смысловом поле мегаполиса.
Меня не один раз спрашивали, а вот переезд горожан за город – это дауншифтинг? Это усталость, побег от трудностей, от усилий, которые надо принимать в своей жизни для становления и развития? И здесь в попытке понять, что стоит за переездом в деревню, вновь дает о себе знать городская, мегаполисная точка отсчета.
На консультациях такая загородная жизнь часто присутствует как мечта, как мечта-ресурс. Недаром психотерапевты-горожане столь охотно эксплуатируют образы природы как суггестивные, релаксационные, ослабляющие те узлы, в которые затянут клиент-горожанин, дающие вздохнуть хотя бы на время, и иногда такой передышки бывает достаточно, чтобы клиент увидел, ощутил нечто важное, а быть может даже справился со своей критической ситуацией. И даже целые направления в психотерапии появляются, использующие природные факторы как терапевтические, и опять-таки, это как правило инструментальное, техническое использование. И несмотря на это у терапевта чрезвычайно велик соблазн рассматривать мечту клиента уехать в деревню как мечту-побег от действительности.
А ведь это очень распространённая мечта. Территория, земля связаны со смыслом. Ее не осуществляют, потому что есть убеждение, что в городе работа, образование и медицина. Потому что образ становления, самоактуализации – это городской образ. Работа, которую часто ненавидят, не любят, и при этом не решаются оставить.
Но случается, что решаются оставить, потому что стремление к свободе, свобода труда – это нечто принципиально важное, связанное с жизненным смыслом. В общем, очень многое вертится вокруг этой работы-труда-свободы. Не удивительно, что в книге Йохана Хари про депрессию «Утраченные связи» на первом месте стоит оторванность от ощущения осмысленности в работе. И еще там есть оторванность от значимого общения и значимых ценностей.
Это все конечно близко и современным работам социологов, прежде всего философо-ориентированым работам, где загородный мир рассматривается в том числе как противостояние мегаполису и иным формам управления, которые отбирают у человека его субъектность.
Это о том, что важно мне кажется, разглядеть не мечту-бегство, а стремление к подлинной свободе. Бегство от действительности вполне может быть бегством от действительности, если действительность противна человеческому в человеке.
И да, такие мечты очень часто связаны с природой и с уходом в Лес. Быть может потому, что где-то там в лесу их онтологическая родина.
Стоимость:
-
900 при оплате до 22.01.22
-
1200 при оплате с 22.01.22
Записаться на курс:
Услуги оказываются на основании договора Оферты.
При оплате участник курса получает электронный чек.
Отправляя заявки на курсы или письма, вы даете Согласие на обработку персональных данных.
Автор и ведущий курса:
Кретова Лола Адриановна – психолог, психотерапевт. Исследователь в Институте психологии РАН. Закончила факультет психологического консультирования МГППУ, также имеет юридическое (МГЮА) и богословское (Franciscan University of Steubenville, Austrian Camp) образование. Директор ИФП «Человек и мир», член Совета и исполнительный директор Профессиональной ассоциации психологов «Понимающая психотерапия». Работала в Институте групповой и семейной психологии и психотерапии (Москва), занималась обучением руководителей (Raytheon Professional Services). Автор книг и научных публикаций. Опыт частной психологической практики – 17 лет. Основное направление консультативной и психотерапевтической практики: группы самоисследования и индивидуальное психологическое консультирование.
другие курсы Лолы Кретовой:
Группа самоисследования "Моменты истины"
Основы групповой психотерапии
Ведение малых групп
Психология бытия
А. В. Михайловский
Послесловие к эссе Эрнста Юнгера Уход в лес"
Эрнст Юнгер "Уход в лес", Ad Marginem, 2021 (отрывки)
Юнгер говорит о Waldgang’е и о Waldgänger’е не в контексте какой-то притчи, а со ссылкой на скандинавскую этимологию:
…это понятие уже имеет свою предысторию — старинное исландское слово. Мы понимаем его в расширительном смысле. Уход в Лес следовал за объявлением вне закона; этим поступком мужчина выражал волю к отстаиванию своей позиции собственными силами. Это считалось достойным тогда, и таковым остаётся и сегодня, вопреки всем расхожим мнениям.
Однако ничто не мешает рассматривать Ушедшего в Лес как мифическую фигуру — если, конечно, исходить из того, что миф не доисторичен, а внеисторичен. В любом случае Юнгер отмечает важнейший для понимания момент: этот термин обозначает некий стереотип или некую модель поведения, которая по рангу отличается от других поведенческих типов. Действия Ушедшего в Лес связаны с тем топосом, через который он собственно характеризуется, с топосом Леса. Уход в Лес — отнюдь не идиллия скрывается за этим названием. Напротив, читатель должен быть готов к рискованной прогулке не только по проторённым тропам, но и, быть может, уводящей за пределы исследованного.
Какой же телесно-феноменологический опыт соответствует топосу Леса или, точнее сказать, германоскандинавского леса? Лес неотделим от гор средней высоты — он растет вверх во всех смыслах. Лес просматривается на сто-двести шагов — без сильного бурелома и валежника. Неспешным шагом путник идет вверх по дороге, с каждым витком идти становится всё труднее. Он останавливается передохнуть и оглядывается: в просвете открываются луга и стройные ряды елей на соседних вершинах. Лес объемлет собой все горы, расступаясь лишь далеко внизу на равнине. Дальше дорога делает поворот. Огибая вершину, путник через какое-то время видит место, которое он недавно миновал. Склон уходит вниз, и после каждого нового поворота можно видеть пройденный и лежащий внизу под ногами участок пути. И вдруг дорога внезапно обрывается прямо посреди леса. Здесь из поросшей мхами земли бьют ключи, которые образуют горные речушки и напитывает влагой плодородные почвы. Так выглядит лесная тропа (Holzweg) прокладываемая лесниками для своих нужд. Дальше — никаких следов человека, ни проторённой дороги, ни опознавательных знаков-засечек.
Holzweg — слово, связанное в новейшей немецкой философии и литературе с именем Мартина Хайдеггера. «Holzwege» (так называлась и первая послевоенная книга Хайдеггера, вышедшая в 1950 году) — это лесные тропы, «поросшие травой и внезапно обрывающиеся в нехоженом». «Нехоженое» — это область нетронутого, непродуманного, однако не в смысле «ещё не». Оно ускользает от человека, привыкшего к размеренному пространству и времени. Хайдеггер любил приглашать своих гостей, приезжавших к нему в хижину в Тодтнауберге, на прогулку по лесу до местечка Штюбенвазен. Ответвляющиеся от основной дороги лесные тропы, известные дровосекам и лесникам, были ведомы и философу.
Надеяться на успех в таком опасном предприятии как Уход в Лес можно лишь в том случае, если удастся опереться на «три великие силы — силы искусства, философии и теологии». Лес как воображаемый мифический топос обнаруживается везде — в лесах и пустынях, в больших городах, в снах и сновидениях; он является местом Великого перехода и знамением вечной жизни в образе «животворящего древа» Креста Господня. Современные консервативные интеллектуалы (например, дрезденский философ Ульрих Фрёшле) справедливо считают Уход в Лес вовсе не красиво обставленной резиньяцией, а именно серьёзным обоснованием некой элитарной модели существования. Её можно называть по-разному: «малое стадо», «сообщество одиночек», «духовный орден». Его члены узнают друг друга по тайному знаку «Y».
В небольшом эссе «О боли» (1934) Юнгер поставил диагноз технической эпохе как эпохе совершенного нигилизма. Почему после прославления «стальных гроз» и «тотальной мобилизации», автор решил написать о боли? Вероятно потому, что он сумел разглядеть в ней «один из тех ключей, которыми размыкают не только самое сокровенное, но и сам мир». Когда меняется основное настроение эпохи, меняется и отношение человека к боли. Эпоха «масс и машин» грозит планете масштабной дегуманизацией, опредмечиванием всего и вся, притязаниями государств на тотальное господство. А это в свою очередь означает, что атаки боли нацелены на индивидуальность, на уникальную позицию мыслящего одиночки, единичного человека. Противостоять этим атакам человек может лишь в той мере, в какой он «способен изъять себя из самого себя», порвать с естественностью, отделить духовное от плотского. При всей своей приверженности дендизму Барбе д’Оревильи и Гюисманса с его подлинно консервативными установками Юнгер прекрасно понимает, что тот — в искусстве ли, политике или религии — «выдает вексель на уже несуществующие активы». Утверждать в мысли и поступках собственное достоинство, поддерживать пыл сердца, сохранять суверенность и непринужденность — всё, что для Юнгера выражалось французским словом désinvolture — внутри романтических пейзажей уже невозможно. И хотя Юнгер называет это новое место свободы Лесом, он допускает, что Лес может находиться повсюду — как в пустоши, так и в городах, как в подполье, так и в государственных конторах, как в родном отечестве, так и в любой другой стране, где люди заняты сопротивлением. Ушедший в Лес, одиночка обретает в Лесу неподверженную разрушительной работе времени субстанцию, которая становится для него источником свободы, необходимой для того, чтобы сказать «нет».
«Уход в Лес, — учит Юнгер, — это не либеральный и не романтический акт, но пространство действия маленьких элит, тех, кто кроме требований времени сознает нечто большее». Ушедший в Лес способен противостоять тиранической власти с оружием в руках, защищая свою жизнь и жизнь своих ближних. Но это не главное. Главное — он способен преодолевать боль и страх смерти, вплотную соприкасаясь с ней. Последовавший этим путем открывает изобилие «вневременного бытия», место тишины и покоя. Встречаясь со смертью, единичный человек освобождается от случайно-исторической индивидуальности и встречается с «человеком вообще», разрывает каузальные связи титанического мира и заглядывает в «вневременное». Помочь человеку вернуться к себе может не философ, богослов или священник, а только поэт. В этом смысле Эрнст Юнгер все же остается верен большой романтической традиции, идущей от Гёльдерлина к Ницше, Георге и Хайдеггеру, традиции, выросшей из таинственной связи немца с Элладой и христианским платонизмом. Она создает грандиозное повествование об отношении Бога, мира и человека в его истории и отводит искусству и, прежде всего, поэзии спасительную роль в борьбе против «титанов», под какой бы маской они ни являлись.
+7 (926) 035-32-80
+7 (915) 166-90-11