Что значит исследовать что-то «феноменологически»? Феноменологический инструментарий психотерапевта.
Феноменологическая установка сознания и «естественная» установка сознания: «двойная бухгалтерия».
Феноменологическое понятие «опыта» и его отличие от «непосредственного» опыта естественной установки. «Само-собой-разумеющееся» естественного опыта как основная проблема феноменологии.
Почему опыт – это «морская болезнь на суше».
«Загадка субъективности» в психотерапии и феноменологии.
Феноменологический анализ переживаний. Феноменология и психотерапия как формы работы с переживаниями.
Смысл и процедура феноменологической дескрипции. Возможно ли «чистое» описание? Граница между описанием и интерпретацией.
Феноменологические и экзистенциальные концепции временности и темпоральности человеческой жизни. Конечность человеческой жизни. Бытие-к-смерти.
Бытие самим собой как предельная задача психотерапии.
Свобода как отношение к собственному бытию. Одиночество в мире, одиночество с собой. «Бытие самим собой»
Интерсубъективность в феноменологической перспективе. Кто такой Другой? Другой — то, что не есть Я, иное по отношению ко мне, и в то же время подобное мне, равный мне субъект, обладающий свойствами личности. Во многих философских школах понятие Другого как таковое отсутствует. В европейской классической философии, как она складывалась на протяжении веков, практически нет понятия Другого. Лишь в постклассической европейской философии (XIX-XX вв.) появляются условия для глубинного представления о Другом. Мы кратко рассмотрим и сравним понятия интерсубъективности и Другого на примере концепций нескольких ключевых мыслителей ХХ столетия — Э. Гуссерля, М. Мерло-Понти, Э. Левинаса и М. Хайдеггера.
Проблема «диалога» с Другим, проблема понимания Другого, возможность бытия-с-другим. Система «Я-Другой-Мир». Другой как Чужой или как мое alter ego? Основные разновидности феноменологического опыта: «опыт меня самого», «опыт Другого», «опыт Чужого».
Проблема телесности в феноменологической перспективе. Человеческое тело далеко не всегда было в центре внимания философии. В ХХ веке феноменология и экзистенциальная философия обращается к теме телесного бытия человека. Но как только возникает вопрос о «моем» теле, следом встает вопрос и о том, что такое «другое» тело, Другой как таковой? Гуссерль и Хайдеггер, Вальденфельс и Мерло-Понти — как их идеи могут помочь в повседневной практике психотерапевта?
19 сентября (начало) 26 сентября (онлайн) 3 октября (онлайн) 10 октября (онлайн) 17 октября (онлайн) 24 октября (онлайн) 31 октября (онлайн) 7 ноября (онлайн) 14 ноября (онлайн) 21 ноября (онлайн) 28 ноября (онлайн)
подать заявку на участие
Отправляя заявки или письма, вы даете Согласие на обработку персональных данных.
Автор и ведущий:
Артеменко Наталья Андреевна – кандидат философских наук, доцент Института философии СПбГУ, главный редактор международного журнала «Horizon. Феноменологические исследования», феноменолог, историк философии, ведущая семинаров «Феноменологическая практика и практика психотерапии» (ВЕИП), «Феноменология в психотерапии и консультировании» (совместно с д.ф.н., проф. С.М. Бабиным), «Феноменология и психотерапия» (Бирштонас, HEPI) и др.; переводчик с немецкого и английского языков работ в области феноменологии и герменевтики, переводчик трудов Гуссерля, Хайдеггера, Ландгребе; автор более 70 научных публикаций, в т.ч. монографий; многократный победитель международных и российских конкурсов (грантов); более 15 научно-исследовательских стажировок в разных европейских университетах и научных центрах.