Проблема Другого в феноменологии 
Интерсубъестивность и телесность
11 ноября - 2 декабря
чт: 18.30 - 21.30  (MSK)
Артёменко Наталья Андреевна

В ХХ веке феноменология и экзистенциальная философия обращается к теме телесного бытия человека. Тема Другого разворачивается как проблема «диалога» с Другим, проблема понимания Другого, возможность бытия-с-другим.

Семинар представляет собой вторую ступень курса «Введение в феноменологическую философию».

Если на первой ступени курса мы изучали феноменологический инструментарий психотерапевта и особенности феноменологически-ориентированной психотерапии, то на второй ступени мы прицельно обращаемся к проблеме телесности и интерсубъективности как она представлена в феноменологической практике. 

Расписание:

11 ноября

18 ноября

25 ноября

2 декабря

(16 ак. часов)

 

Следующие вопросы будут направлять наш диалог:

  • Интерсубъективность в феноменологической перспективе. Кто такой Другой? Другой — то, что не есть Я, иное по отношению ко мне, и в то же время подобное мне, равный мне субъект, обладающий свойства­ми личности. Во многих философских школах понятие Другого как та­ковое отсутствует. В европейской классической философии, как она складывалась на протяжении веков, практически нет понятия Другого. Лишь в постклассической европейской философии (XIX-XX вв.) появляются усло­вия для глубинного представления о Другом. Мы кратко рассмотрим и сравним понятия интерсубъектив­ности и Другого на примере концепций нескольких ключевых мысли­телей ХХ столетия — Э. Гуссерля, М. Мерло-Понти, Э. Левинаса и М. Хайдеггера.

  • Проблема «диалога» с Другим, проблема понимания Другого, возможность бытия-с-другим. Система «Я-Другой-Мир». Другой как Чужой или как мое alter ego? Основные разновидности феноменологического опыта: «опыт меня самого», «опыт Другого», «опыт Чужого».

  • Проблема телесности в феноменологической перспективе. Человеческое тело далеко не всегда было в центре внимания философии. В ХХ веке феноменология и экзистенциальная философия обращается к теме телесного бытия человека. Но как только возникает вопрос о «моем» теле, следом встает вопрос и о том, что такое «другое» тело, Другой как таковой? Гуссерль и Хайдеггер, Вальденфельс и Мерло-Понти — как их идеи могут помочь в повседневной практике психотерапевта?

+7 (926) 035-32-80

+7 (915) 166-90-11

233789220_3069946516662065_6494579159528678305_n.jpg
Стоимость:

  • 7200 рублей при оплате до 15.10.21

  • 8600 рублей при оплате с 15.10.21

 

Записаться на курс:

Ваше сообщение успешно отправлено! Спасибо!

Услуги оказываются на основании договора Оферты.

При оплате участник курса получает электронный чек.

Отправляя заявки на курсы или письма, вы даете Согласие на обработку персональных данных.

Автор и ведущий курса:

Артеменко Наталья Андреевна – к. филос.н., доцент Института философии СПбГУ, главный редактор международного журнала «Horizon. Феноменологические исследования» (http://horizon.spb.ru), феноменолог, историк философии, ведущая семинаров «Феноменологическая практика и практика психотерапии» (ВЕИП), «Феноменология в психотерапии и консультировании» (совместно с д.ф.н., проф. С.М. Бабиным), «Феноменология и психотерапия» (Бирштонас, HEPI) и др.; переводчик с немецкого и английского языков работ в области феноменологии и герменевтики, переводчик трудов Гуссерля, Хайдеггера, Ландгребе и т.д.; автор более 70 научных публикаций, в т.ч. монографий; многократный победитель международных и российских конкурсов (грантов); более 15 научно-исследовательских стажировок в разных европейских университетах и научных центрах.

 

2016 - Приглашенный профессор в Софийский Университет, Болгария. Интенсивный курс лекций «Введение в феноменологию» на английском языке для магистров и докторантов по программе “Master’s Program in Philosophy Taught in English”.

2017 - Приглашенный профессор в Университет Каунаса, Литва. Интенсивный курс лекций «Феноменологическое движение» на английском языке для магистров и докторантов по программе “Master’s Program in Philosophy Taught in English”.

с 2017 – Постоянный приглашенный профессор в HEPI (Институт гуманистической и экзистенциальной психологии), Бирштонас, Литва. Курсы: «Феноменология и психотерапия», «Введение в феноменологическую философию», «Феноменологически-ориентированная супервизия».

с 2019 – Приглашенный лектор в Ассоциации понимающей психотерапии (Москва). Курсы: «Введение в феноменологическую философию», «Экзистенциальная философия и психология».

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

 

  1. Шпигельберг Г. Феноменологическое движение. Историческое введение. М., Логос,  2002.

  2. Дильтей В. Введение в науки о духе // Зарубежная эстетика и теория литературы. XIX — XX вв. М., 1987. С.108-142.

  3. Брентано Ф. Психология с эмпирической точки зрения. Избранные работы. Москва, 1996.

  4. Ландгребе Л. Интенциональность у Гуссерля и у Брентано. //«Логос» №32. М., 2002.

  5. Моханти Дж.Н. Понятие психологизма у Фреге и Гуссерля // «Логос» № 6 (63). М., 2007.

  6. Интерсубъективность // Современная западная философия. Энциклопедический словарь/ Под ред. О.Хоффе, В.С.Малахова, В.П.Филатова. ИФ РАН. М.: Культурная революция, 2009.

  7. Власова О. Феноменологическая психиатрия и экзистенциальный анализ: История, мыслители, проблемы. М.: Издательский дом. Территория будущего, 2010.

  8. Шкуратов И.Н. Феноменологическая психология Э. Гуссерля: опыт имманентной критики. М.: Современные тетради, 2004.

  9. Гуссерль Э. Картезианские размышления. Санкт-Петербург: «Наука», 1998. V-ое Размышление, С. 182-283.

  10. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. СПб: “Наука”, 1999.

  11. Вдовина И.С. Феноменология во Франции. Москва, 2009.

  12. Вдовина И.С. Морис Мерло-Понти: интерсубъективность и понятие феномена // История философии / под ред. Г. Тавризян. Вып. 1. – М.: ИФ РАН, 1997.

  13. Сартр Ж.-П. Трансценденция Эго. Набросок феноменологического описания. Изд. Модерн, 2011.

  14. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии / Пер. с фр., предисл., примеч. В. И. Колядко. — М.: Республика, 2000.

  15. Вальденфельс Б. Ключевая роль тела в феноменологии М. Мерло-Понти // М. Мерло-Понти. Видимое и невидимое / пер. с франц. О.Н.Шпараги. – Мн.: Логвинов, 2006. С. 381-398.

  16. Вальденфельс Б. Мотив чужого. Сборник переводов с немецкого языка. Минск, 1999.

  17. Левинас Э. Избранное: Трудная свобода. М., РОССПЭН, 2004.

  18. Левинас Э. Избранное. Тотальность и бесконечное. М., СПб. Университетская книга, 2000.

  19. Философия, справедливость и любовь. Беседа с Левинасом // Левинас Э. Тотальность и бесконечное. М., 2013. С. 356-366.

  20. Левинас Э. Время и Другой //Левинас Э. Время и Другой. Гуманизм другого человека. СПб.: ВРФШ, 1998. С. 21-83.

  21. Соколова Л. Ю. Этическая философия Э. Левинаса // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 6. 1999. вып. 2 (№13). С. 28-32.

  22. Ямпольская А. В. Проблема идентичности у позднего Левинаса: как Другой освобождает от меня самого. URL: http://esse-journal.ru/?p=4242

  23. (Пост)феноменология. Новая феноменология во Франции и за ее пределами. Сост.: С. Шолохова, А. Ямпольская. Москва, 2014.

  24. Бернет Р. Травмированный субъект //(Пост-) феноменология. Новая феноменология во Франции и за ее пределами. Сост. С. Шолохова, А. Ямпольская. М., 2014. С. 123-144.

  25. Хайдеггер, М. Бытие и время. М.: Ad Marginem, 1997.

  26. Хайдеггер М. Цолликоновские семинары. Протоколы – Беседы – Письма. Вильнюс, ЕГУ, 2012

  27. Цолликоновские семинары: комментарии и интерпретации. Сборник научных работ. Ред. Т. Щитцова. Изд. ЕГУ, 2017.

  28. Ямпольская А. В. Искусство феноменологии. М.: «РИПОЛ Классик», 2019

  29. От Я к Другому. Сборник переводов по проблемам интерсубъективности, коммуникации, диалога. Минск, 1997.

  30. Коначева С. А. Бытие. Священное. Бог. Хайдеггер и философская теология ХХ века. Москва, 2010.

  31. Молчанов В.И. Исследования по феноменологии сознания. М., 2007.

  32. Очерки феноменологической философии. Под ред. Я.А. Слинина, Б.В. Маркова. Изд. СПбГУ, 1997.

  33. Прехтль П. Введение в феноменологию Гуссерля. Томск, 1999.