6
Понимающая психотерапия

Понимающая психотерапия (co-experiencing psychotherapy) - психотерапевтический метод, разрабатываемый с конца 80-х годов XX века российским психологом, доктором психологических наук Федором Ефимовичем Василюком, его учениками и коллегами. Научным фундаментом понимающей психотерапии выступает культурно-деятельностная парадигма, объединяющая работы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, а также многих других известных советских и российских ученых. На этой почве переосмысляется и развивается консультативная модель личностно-центрированной психотерапии Карла Роджерса.

В теории понимающей психотерапии подробно исследуется процесс переживания, выявляются его особенности, цели, возможные результаты. Из ясного, структурированного представления о процессе рождаются техники работы с ним.

Основным методом работы терапевта является сопереживающее понимание, т.е. профессиональная поддержка процесса переживания клиента. Метод включает технику построения терапевтических реплик, работу с чувственными, мыслительными, рефлексивными пластами переживания, обращение к образам и метафорам, работу с телесными ощущениями. Владея этими инструментами, терапевт создает символические средства для своего сопереживания и переживания клиента. Так возникает полифония терапевтического диалога, в котором оба участника меняются, и создается пространство для свободы, доверия себе, открытости и творческого подхода в решении жизненных вопросов.

Василюк 4-1.jpg

Фраза, звучащая в устах пациента, представляет собой не просто верхушку айсберга, а живой, динамичный организм – символ, являющий в себе в пределе всю экзистенцию пациента в целом и весь тот активный внутренний личностный акт, который совершает пациент, открывая свою экзистенцию терапевту и самому себе.

Василюк Ф.Е. "Семиотика психотерапевтической ситуации и психотехника понимания

Переживание — не зыбкий мираж, в действительности которого можно сомневаться, оно захватывающе очевидно, но очевидность эта не облегчает, а затрудняет открытие и выражение переживания.

 

Открытие Другому своего подлинного переживания не есть акт простого информирования об однозначном факте; такое открытие ставит человека перед творческой задачей поэтического постижения и выражения своего переживания.

Василюк Ф.Е. "Переживание и молитва"

Разработка базовой теории понимающей психотерапии велась Ф.Е. Василюком и его коллегами с 1986 г., когда К. Роджерс провел в Москве лекции и терапевтическую группу для российских специалистов. В 1993 г. была открыта трехлетняя образовательная программа по психотерапии для лиц, имеющих высшее психологическое образование. Программа давала систематическую подготовку по основным направлениям и школам современной психотерапии, но стержнем этой комплексной программы была именно понимающая психотерапия. Выпускники этой программы составили преподавательское ядро открытого в 1997 г. факультета консультативной психологии МГППУ. С 1997 г. первые ступени понимающей психотерапии преподаются в рамках высшего психологического образования, а более высокие – на программах поствузовского обучения. С 2005 года базовый курс по понимающей психотерапии читается на факультете психологии МГУ и в ряде других московских вузов.

Подготовка специалиста на базе высшего психологического образования занимает 3-4 года.
Ассоциация не проводит обучение. Программы повышения квалификации реализуются в сотрудничестве с постоянными партнерами Ассоциации, в частности, с ИФП "Человек и мир".

 

К обучению на базовом уровне допускаются студенты старших курсов психологических факультетов, а также лица, имеющие высшее гуманитарное, медицинское, иногда и техническое образование. Обучение на профессиональном уровне требует наличия высшего психологического образования минимум на уровне бакалавра. В порядке исключения допускаются лица, успешно закончившие базовый уровень, но не имеющие высшего психологического образования. Однако от них требуется, чтобы за время обучения на профессиональном уровне они параллельно получили знания минимум на уровне бакалавра психологии.

Сертификация осуществляется под эгидой Ассоциации понимающей психотерапии. Специалист, претендующий на получение сертификата должен являться членом Ассоциации ППТ. Учебный план международной сертификационной образовательной программы по понимающей психотерапии по объему учебной нагрузки соответствует нормам, принятым в большинстве европейских психотерапевтических ассоциаций.

РАСПИСАНИЕ 2022/2023

Прохождение сертификационной программы Ассоциации понимающей психотерапии дает возможность стать сертифицированным специалистом по понимающей психотерапии, а в дальнейшем - сертифицированным специалистом международного Сообщества европейских ассоциаций личностно-центрированной и экспириентальной психотерапии и консультирования (PCE Europe).

История развития психотерапии породила специфические формы трансляции знаний и опыта в виде «психотерапевтических мастерских», «супервизии» и «дидактической терапии». Главная черта всех этих образовательных форм в том, что в них осуществляется не безличная трансляция готовых объективных знаний и приемов, а всякий раз рождение живого опыта в процессе обучения, куда личностно вовлечены и ученик, и учитель, то есть, вовлечены не как функции и роли, а как персональные носители уникального жизненно-профессионального опыта, опыта, в котором сплавлено многое – теоретические предпочтения и философские интуиции, темперамент и коммуникативный стиль, ремесло и судьба. Сам образовательный процесс является и главным стимулом теоретической рефлексии практики в психотехнической системе, и опытно-экспериментальным полигоном, и незаменимым исследовательским методом.

Василюк Ф.Е. "Понимающая психотерапия: опыт построения психотехнической системы"